Мышление как высший психический процесс

Мышление в психологии: это, виды, понятие и его типы

мышление как высший психический процесс

На протяжении жизни человек получает огромное количество информации. Полученные данные помогают увидеть внутреннюю сторону объектов, без их видимого присутствия, продумать что с ними будет происходить под воздействием окружающих факторов. Это возможно благодаря активизации мышления. Оно помогает решать разные задачи. Психология мышления играет важную роль в развитии психологической науки в целом.

Суть и понятие

Мышление — познание мира, осуществляющееся косвенным путем. Его можно назвать познавательной деятельностью, с помощью которой индивид может не ограничивать свои мысли, поступки материальным миром. Ему можно не придерживаться определенных рамок, которые возникают при визуализации объектов. Результаты активности проявляются в поступках, идеях, высказываниях.

Особенности мышления:

  • этот процесс позволяет проводить творческую обработку представлений об окружающем мире;
  • отражение окружающего мира, различных явлений посредственно;
  • способность видеть как отдельные явления, предметы, так и связи, устанавливающиеся между ними.

Опосредованное познание возникает:

  1. Когда человеку не нужно покидать дом, чтобы узнать какая погода на улице, идет дождь или светит солнце.
  2. Если непосредственное сознание не может дать результатов. Это проявляется в результате влияния рентгеновских, инфракрасных, ультразвуковых лучей.
  3. Когда непосредственное сознание не помогает получить информацию из-за временных рамок. Это проявляется при археологических раскопках.
  4. При желании расширить границы познания.
  5. Активно проявляется при возникновении конфликтов.

Исторический очерк

Впервые вопросы изучения мышления возникли в античные времена. Ученые, философы того времени изучали мыслительные процессы с точки зрения логики, философии. Наиболее выдающимися исследователями античной эпохи, которые внесли большой вклад в изучение были: Алкмеон Кротонский, Пифагор, Гиппократ, Аристотель, Эпикур, Протагор.

Во времена Средневековья значимых открытий не было. Активное изучение началось только с 17 века. При этом мышление считалось врожденной способностью, которое рассматривалось единолично, без влияния психики.

Учение, которое значительно повлияло на изучение мыслительных процессов — прагматизм. Появилось оно в конце 19 века. В 20 веке углубленными исследованиями начали заниматься последователи Вюрцбургской школы.

Практические эксперименты этой школы были направлены на то, чтобы разделить мышление на отдельные этапы.

Гештальтпсихология занималась изучением продуктивного мышления. Одновременно исследованиями занимались последователи бихевиоризма. Они изучали навыков, умений, которые использовались людьми для решения различных задач.

Классификация

Мыслительный процесс классифицируется зависимо от разных факторов. Они появлялись на протяжении развития психологической науки под влиянием различных отраслей, учений, теорий.

Виды

Мышление можно разделить на две больших группы: теоретическое и практическое. К первым относится абстрактное мышление, которые часто называют словесно-логическим. Оно строится на суждениях, понятиях. Субъект сравнивает предметы, ситуации, явления, анализирует их, основываясь не только на собственном суждении, но и на мнении окружающих. Это возможно только в том случае, если человек в идеале владеет речью, имеет обширный запас знаний, навыков, умений.

Практические виды мышления в психологии:

  1. Образное. Строится на восприятии, представлениях. Такие мыслительные процессы свойственны архитекторам, художникам, парфюмерам, модельерам, поэтам. Они начинают проявляться уже в школьном возрасте. Некоторые образные мыслительные процессы наблюдаются в поведении высших животных.
  2. Наглядно-действенное. Проявляется во внешних действиях. Такие мыслительные процессы строятся на преобразовании сложившейся ситуации для решения насущных проблем.

Теории

Существует несколько теорий мыслительных процессов, которые имеют как сильные, так и слабые стороны:

  1. Ассоцианистская — строится на одноименной философской теории. Ее цель в том, чтобы сделать ум проще, сократив его до совокупности элементарных идей, ощущений. Чтобы связать между собой идеи, события, используются ассоциации. Главный недостаток этой теории в том, что с ее помощью невозможно решить проблематику творческого мышления. Из-за этого творческое начало считалось врожденным, а не приобретенным.
  2. Бихевиористская. Последователи этой теории утверждают, что мышление — одна из форм приспособления к новым условиям. Бихевиористы подвергались критике исследователей других направлений психологической науки, поскольку учитывали только наблюдаемое поведение, отвергая то, что скрыто от глаз.
  3. Теория гештальта. Последователи этой теории критиковали понятие, по которому утверждалось что разум — пассивная совокупность примитивных идей, которые объединяют ассоциациями. Они изучали проблемы психологии мысли, описывая их со стороны восприятия. Проведя несколько практических экспериментов, последователи этой теории предоставили явные различия между непродуктивным и продуктивным мыслительным процессом.
  4. Периферическая теория. Ее последователи занимались изучением периферической нервной системы. Согласно теории, человеческий мозг — одна из составляющих частей процесса мышления. При восприятии новой информации задействуется психика, тело, мозг.
  5. Психоаналитическая теория. Известнейшее учение Зигмунда Фрейда затронуло изучение мышления. Ученый утверждал, что после рождения, проявляются нарциссические мыслительные процессы, которые постепенно превращаются в объективные.

Также можно выделить когнитивную теорию развития, которая была основана Жаном Пиаже. Ученый утверждал, что проявление мышления зависит от биологических процессов адаптации.

Формы

Существует несколько форм мышления:

  1. Суждение — форма, с помощью которой описывается взаимосвязь между явлениями, предметами. Помимо этого, может происходит отрицание.
  2. Умозаключение — форма, позволяющая делать различные выводы, которые строятся на ряде суждений. Умозаключения бывают дедуктивными, индуктивными.
  3. Понятие — еще одна форма мышления, с помощью которой отражаются существенные отношения, связи, свойства явлений, предметов.

При этом умозаключение относится к высшей форме проявления мыслительных процессов.

Уровни

Разделение мыслительных процессов на отдельные уровни обязано одному из основоположников когнитивной психологии — Аарону Беку. Уровни:

  1. Произвольные мысли — считаются поверхностными, контролируемыми, осознаваемыми.
  2. Автоматические — к ним относятся стереотипы, которые навязываются человеку в процессе воспитания.
  3. Когнитивные убеждения, базовые схемы. Это глубинные мыслительные процессы. Они возникают в области бессознательного, из-за чего сложнее всего изменяются под влиянием внешних факторов.

Характерные признаки

Мышление имеет ряд характерных признаков:

  1. По своей природе это социальное явление. Связано это с тем, что для решения задачи люди используют разные правила, понятия, законы, которые были сформированы в результате развития человечества.
  2. Мыслительные процессы связаны с языковыми знаниями. С помощью языка можно выражать мысли. Используя языковые навыки можно познавать объективный мир.
  3. Мыслительные процессы обуславливаются эмоционально-волевыми сторонами личности.

Нарушения

При развитии психических заболеваний могут наблюдаться нарушения процессов мышления:

  1. Скачки. Для них характерны ответы без осмысления слов, хаотичные ассоциации, ошибки подлежат исправлению только после акцентирования внимания на них. Дополнительно к этому повышается отвлекаемость.
  2. Непоследовательность суждений. Характер суждений становится неустойчивым. Задания выполняются правильно, неправильно, процесс происходит поочередно. Колебания суждения проявляются при любых изменениях условий выполнения заданий.
  3. Инертность. Во время развития этого нарушения, наблюдается замедление психических процессов. Пациенты не могут нормально отвечать на вопросы, делают это после длительной паузы.
  4. Соскальзывание. Проявляется тем, что больной при решении задач неожиданно сбивается с намеченного плана, отдает предпочтение ложным суждениям, ассоциациям.
  5. Откликаемость. Чаще возникает у пациентов, которые страдают от сердечно-сосудистых заболеваний. Проявляется невозможностью ориентироваться во времени, пространстве. Человек начинает считать различные картинки реальностью.

Методы исследования

Чтобы получать интересующую информацию, психологи применяют несколько практических методик:

  1. Наблюдение — с помощью этой методики можно получить данные о поведенческих реакциях человека. Применяя практику самонаблюдения, можно получить информацию о том, как происходит построение суждений.
  2. Беседы — применяются для получения данных об отношении субъекта к решению различных задач.
  3. Тестирование — методика, применяющаяся для определения уровня интеллекта.
  4. Эксперимент — вокруг испытуемого создаются определенные условия, чтобы воспроизвести мыслительную деятельность под воздействием окружающих факторов, разных раздражителей.

Развитие

Считается, что развить мышление у взрослого человека невозможно, поэтому остается только накапливать различные знания, чтобы быть умнее, но это ошибочное мнение. Развить мыслительные процессы можно в любом возрасте. Для этого применяются различные упражнения.

Методики развития логики:

  1. Поставить перед собой два разных предмета, сравнить их. Все отличия записать на лист бумаги. При сравнении учитывать различные факторы. Чем больше отличий будет описано, тем лучше.
  2. Придумать два события, не связанных между собой. Попытаться установить между ними связи, описав при этом как можно больше логических цепочек.

Дополнительно к этому нужно читать больше книг, осмысливать прочитанное. Выводы записывать в отдельную тетрадь. Необходимо стараться находить противоречия автора, чтобы попытаться их оспорить. Рекомендуется больше играть в шахматы, морской бой, шашки.

Упражнения для развития образного мышления:

  1. Воссоздание образов. Мысленно представить близкого. Описать его особенности. После этого представить, что этот человек радуется или плачет. Вспомнить любое запомнившееся растение, дерево. Описать его в мелочах. Представить, как будет меняться дерево или растение в разное время года. Дополнить практику воспоминаниями о звуках.
  2. Развитие творческого воображения. Представить математический символ. Он не должен являться предметом из реального времени. Мысленно придать ему жизнь. Для этого нужно придумать привычки, характер, цели, поведение. Написать небольшой рассказ о том, как живой математический символ проводит свой день. То же самое можно делать с различными изображениями, символиками, звуками. Это позволяет развить фантазию, открыть к ней доступ.

Упражнения помогают развивать психику. Практиковать их можно как в детском возрасте, так и взрослым людям.

Для изучения взаимосвязи человека с другими объектами, исследования внутренней стороны, запускаются мыслительные процессы. Мышление помогает людям оценивать окружающий мир опосредованно, что является основой для творческих начинаний.

Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/myshlenie.html

Виды психических процессов: мышление

мышление как высший психический процесс

Определение 1

Психические процессы представляют собой психические явления, которые выполняют свои определённые функции в целостной системе человеческой психики.

Возникновение этого понятия относится к концу 19 – началу 20 века, когда в науке лидирующая роль была представлена аналитическим взглядам. Сегодня современные ученые считают, что психические процессы не стоит рассматривать индивидуально, так они все взаимосвязаны между собой и не могут существовать по отдельности.

Выделяют три основные группы психических процессов:

  • познавательные (ощущение, восприятие, рефлексия, речь, внимание, представление, мышление, память, воображение)
  • эмоциональны (эмоции, чувства, аффекты, стрессы)
  • волевые (борьба мотивов, принятия решений, простановка цели)

Далее в статье более подробно пойдёт речь о таком познавательном психологическом процессе как мышление.

Мышление как познавательный психический процесс

Существует несколько определений понятия «мышление» в современной психологии. В общем смысле под мышлением понимают психический процесс, который построен на обобщении и отражении действительности при речевом участии.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Мышление – это одна из основных функций человека. Благодаря мышлению человечество обладает определенным набором знаний относительно устройства мира и может передавать эти знания последующим поколениям.

Мышления включает в себя сопоставление, сравнение, прогнозирование, анализ, поиск информации. Мышление является высшей формой познавательной деятельности. Мышление имеет мотив, цель, предполагает действия, осуществляет контроль, имеет результат.

Замечание 1

Особенностью и отличием мышления от других психологических процессов является то, что мышление отражает не только внешние характеристики предметов, но и внутренние связи и отношения. Обобщение – еще одна особенность процесса мышления. Иными словами, мышление носит знаковый характер и выражается речью.

Фазы мыслительной деятельности

Мышление представляет действие, которое направлено на разрешение какой-либо задачи. Действие — это процесс, как и любой процесс оно имеет определенные фазы в своей структуре. Мыслительный процесс состоит из следующих фаз:

  • возникновение проблемы
  • формирование примерного решения
  • умственная проверка этого решения (путем анализа, сопоставления и т.д.)
  • вывод

Первая фаза мыслительного процесса – это возникновение проблемы, иногда она вызывает удивление. Когда человек испытывает трудность в разрешении какого-то вопроса — этот и есть фаза возникновения проблемы.

Далее индивид осознает наличие проблемы и приступает к мыслительным операциям, направленным на поиск решения. Каждое примерно подходящее решение человек анализирует, проверяет гипотезу.

После этого человек делает заключение относительно того какое решение является наиболее подходящим. Разрешение задачи – это завершительный этап мыслительного процесса.

Формы мышления

Ученые выделяют три главные формы процесса мышления:

  • понятие
  • суждение
  • умозаключение

Когда в сознании индивида происходит отражение специфических черт предметов и явлений, их общих и частных признаков, это значит, что в его сознании формируется некое «понятие». Понятие может быть выраженно одним или несколькими словами.

Форма мышления, которая имеет в своём концепте положительное или негативное отношение к окружающей действительности и взаимосвязях мира носит название суждение. Все суждения можно поделить на три группы:

  • общие (утверждения о всех предметах какой-то группы)
  • частные (утверждения о некоторых объектах группы)
  • единичные (утверждение об одном предмете группы)

Под умозаключение понимают вычленение нового суждения из нескольких других суждений, например, умозаключение может быть сделано на основе частного и общего суждения (силлогизм).

Виды мышления

В современной психологической науке не существует единой классификации видов мышления. Мышление подразделяют по характеру задач, которые предстоит решить на: теоретическое (понятийное и образное) и практическое (наглядно-образное и наглядно действенное).

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как разобрать замок зажигания

Под понятием теоретическое мышление понимают мышление, которое направлено на поиск общих закономерностей, больше склонно для ученых. Оно в свою очередь подразделяется на понятийное мышление и образное. Для понятийного мышления характерно использование определенных понятий.

При решении ментальной задачи индивид не занимается поиском новой информации, а использует готовые понятия, умозаключения других людей. Во время образного мышления индивид использует образы, которые извлекаются из памяти и воображения.

В противовес теоретическому мышлению, практическое мышление используется для решения практических задач. Она подразделяется на наглядно-образное и наглядно-действенное. Наглядно-образное мышление представляет собой процесс образного решения задач. Оно предполагает зрительное моделирование ситуации без выполнения практических действий. Наглядно-действенное мышление предполагает при решении задач действия с предметами. Этот вид мышления доминирует седи детей до 3 летнего возраста.

По степени развернутости и осознанности мышление может быть дискурсивным и интуитивным. Дискурсивное мышление – это процесс мыслительной деятельности в котором происходит перебирание различных вариантов решения на основе логики. Интуитивное мышление, в свою очередь, является подсознательным процессом, индивид каким-то образом приходит к выводу, но при этом не может объяснить какими принципами в принятии решения он руководствовался.

По новизне и оригинальности выделяют репродуктивное и продуктивное мышление. При репродуктивном мышление индивид вовремя решении задач использует уже известные ему способы, пример репродуктивного мышления – ремейк фильма. При продуктивном мышлении идёт воссоздание новой информации, предметов, явлений. Пример продуктивного мышления – создание нового фильма.

По числу участников мышление может быть индивидуальным и коллективным.

Функции мышления

Функции мышления представлены достаточно разнообразно. Среди них можно выделить четыре основные:

  • понимание
  • решение задач
  • целеобразование
  • рефлексия

Под пониманием подразумевают раскрытие сути предметов, явлений. Понимание нового достигается благодаря взаимодействию старой информации с более новой.

В тех случаях, когда индивид не в состоянии достичь поставленной им цели, когда возникает проблема в достижении результата, тогда в мозгу у человека начинает работать процесс мышления. Когда начинается процесс мышления, человек приступает к анализу, сопоставлению и т.д. для того что бы решить возникшую проблему. Индивид отсекает неудачные варианты решения, склоняется к более подходящим.

Под целеполаганием понимают процесс продуцирования новых идей, то есть формирование будущих действий.

Функция рефлексии в процессе мышления выражается в том, что индивид направляет свои действия на осмысление, анализ нового знания.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/psihicheskie_processy/vidy_psihicheskih_processov_myshlenie/

Мышление человека: что это, формы и виды, развитие мышления, нарушения и расстройства

мышление как высший психический процесс

Мышление во многом определяет успешность человека в мире, его отношение к жизни и способность решать повседневные задачи достигая максимальной продуктивности при затрате энергии.

Мышление, что это

Мышление — это наивысшая ступень человеческого сознания, позволяющая человеку ориентироваться в окружающем мире, накапливать опыт, формировать представление о предметах и явлениях. Представляет собой внутреннюю систему способную моделировать закономерности мира окружающего человека, прогнозировать варианты развития событий, анализировать происходящее и аккумулировать своеобразные истины.

Основные функции: постановка цели и планирование ее достижения, поиск выхода из различных ситуаций, контроль происходящего и оценка степени достижения поставленных целей на основе личной мотивации. В психологии выделяют разные виды мышления, как здорового, так и патологического.

Процессы

Процесс мышления — это целенаправленный процесс оперирования понятиями и суждениями на получение результата. Процессу предшествует определенная ситуация (которая по умолчанию и будет условием задачи), далее следует сбор информации, ее анализ.

В конце цепочки человек приходит к умозаключению, которое подразумевает решение поставленной задачи и поиск выхода из сложившейся ситуации или прогнозирование различных вариантов развития событий.

Выделяется всего 4 стадии процесса, направленные на нахождение решения:

  1. подготовка;
  2. нахождение решения;
  3. вдохновение к его достижению;
  4. проверка результатов.

Весь процесс состоит из цепочки вытекающих друг из друга пунктов.

Начинается процесс с мотивации характеризующейся желанием найти решение. Далее следует сбор информации (исходных данных) их оценка и умозаключение.

Приемы мышления:

  1. анализ — это мысленное «разложение по полочкам». Анализ представляет разложение проблемы на составляющие и вычленение основ;
  2. синтез — это процесс объединения частей в единое целое по определенным признакам. Мысленно устанавливается отношение каждой составляющей к целому. Синтез является противоположностью анализа и представлен обобщением имеющихся деталей в единое целое;
  3. сравнение — это процесс выявления сходства предметов и явлений между собой и их отличий;
  4. классификация представляет разбивку по пунктам формируя определенные классы и подклассы;
  5. обобщение — это выявление общего среди различных предметов или явлений и определение выявленного в одну группу. Обобщение может быть простым (по одному признаку или свойству) или сложным по разным составляющим;
  6. конкретизация позволяет определить суть явления или предмету;
  7. абстрагирование — это противоположность конкретизации, когда создается отвлеченный образ в ходе процесса. На развитие абстрактного восприятия влияют упражнения, требующие творческого подхода.

Способы развития мышления известны психологам, неврологам и педагогам. Приемы включают решение задач, игры, обучение смотреть под разным углом, тренировку образного и интуитивного мышления через творчество. В развитии важно учитывать индивидуальные особенности мышления.

Человеку с выраженной склонностью к фантазиям следует больше уделить внимания развитию творческого и неординарного подхода в процессе обработки информации. Напротив, при обладании точности и последовательности следует уделить больше внимания именно в данном направлении.

Нарушения (расстройства)

Расстройства мышления — это нарушение мыслительной деятельности. Нарушение подразделяется на количественное и качественное.

Количественный формы расстройства характеризуются нарушением речевой деятельности, задержкой нейропсихологического развития или умственной отсталостью.

Формы количественного расстройства:

  • задержка психического развития (ЗПР) диагностируется у детей 2-3 года. Лечение назначает невролог.
  • Олигофрения (отставания в умственном развитии характеризуется нарушением развития ребенка с раннего возраста). Ребенка с олигофренией наблюдают невролог и психотерапевт. Целью лечения будет социализация и обучение самообслуживанию.
  • Деменция представлена нарушением психических процессов, проявляющихся во взрослом или переходном возрасте. Наблюдение у психотерапевта.

Скорость мышления зависит от преобладания процессов в коре ГМ (головного мозга). Это может быть чрезмерное возбуждение или напротив торможение мыслительной деятельности:

  • Разорванность характеризуется быстрой сменой мысли, при которой речь становится абсурдной, полностью отсутствует логика и последовательность суждений. Речь состоит из обрывков фраз быстро сменяющих друг друга. Грамматика речи обычно сохранена. Данное нарушение присуще шизофрении.
  • Маниакальный синдром характеризуется ускорением речи и одновременным повышением психоэмоционального фона. Речь ускорена, больной может говорить «взахлеб» особенно выражено в определенных тематиках.
  • Замедление мысленных процессов присуще депрессивному синдрому. Отличительные черты: отсутствие мыслей в голове, медленная речь с учетом малейших деталей, не относящихся к сути вопроса, преобладание подавленного настроения.
  • Обстоятельность выражается в чрезмерном «утопании» в деталях. Больной с трудом переключается с одного вопроса на другой, наблюдается ригидность мышления. Обстоятельность присуща заболеваниям нервной системы (Эпилепсия).
  • Резонерство выявляется при длительном общении и выражается склонностью поучать. Когда человек не отвечает на поставленный вопрос, а рассуждает о вещах, не имеющих к нему отношения и стремится учить жить каждого, с кем начинает общаться.
  • Аутическое развивается у замкнутых людей. Отличительной чертой данного нарушения будет отгороженность от мира, слабая ориентация в социуме и погружение во внутренние переживания, часто не соответствующие реальному положению дел.
  • Обсессивный синдром характеризуется навязчивостью идей или мыслей от которых больной не может избавиться хоть и понимает абсурдность. Навязчивые мысли угнетают человека, вызывают негативные эмоции, заставляют страдать, но справиться с ними больной не может. Возникают на фоне стойкого возбуждения участка нервной системы.
  • Фобии (необоснованный страх). Различные фобии возникают на фоне перенапряжения и выполнения сложной задачи для взрослого или ребенка. В детском возрасте страх наказания порождает различные фобии.
  • Сверх ценные идеи возникают в подростковом возрасте. Преобладание ярко окрашенного эмоционального фона говорит о развитии данного синдрома. Данное нарушение сознания не доставляет страдания больному.
  • Бредовое мышление (часто сопровождается галлюцинозом) характеризуется возникновением устойчивых мыслей идей, не поддающихся переубеждению. Умозаключение основано на логическом умозаключении, сделанном на основе каких-либо данных. Это может быть страх преследования, безосновательная ревность, самобичевание. Бредовое мышление может быть опасно для окружающих и больного при ярко выраженном синдроме. Требуется лечение у психотерапевта или психиатра.

Источник: http://www.PamyatiNet.ru/pamyat-i-zapominanie/myshlenie.html

Мышление: виды и процессы

В процессы мышления поступает информация, которую мы ощутили и восприняли из окружающей действительности. В функции мыслительной деятельности входят:

  • расширение границ познания с помощью выхода за пределы чувственного восприятия;
  • обобщение;
  • планирование.

Задачами мышления являются:

  • раскрытие отношений между предметами;
  • определение связей;
  • четкое разграничение связей от совпадений.

Определение 1

Мышление – это обобщенная форма психического отражения, которая устанавливает связи, отношения между познавательными объектами.

Классификация мыслительного процесса человека

Структура мышления:

  • наглядно-действенное (0-3 лет);
  • наглядно-образное (3-6 лет);
  • вербально-логическое и абстрактное (10-18 лет).

Рассмотрим каждый из них.

Наглядно-действительное мышление опирается на непосредственное восприятие объектов, преобразование которых происходит в момент взаимодействия с предметами.

Наглядно-образное мышление опирается на представления и образы. Т.е. человек представляет ситуации и изменяет в них то, что хочет получить в конечном итоге от своей деятельности, т.е. он преобразует ситуацию.

Словесно-логическое мышление опирается на логику операций с понятиями.

Сущность становление мышления

При становлении мышление должно пройти две стадии:

  • допонятийную;
  • понятийную.

Допонятийная мыслительная деятельность является начальной стадией развития мышления у ребенка. У детей суждения единичны, и касаются они предметов. Когда что-то объясняешь, ими все сводится к частному, знакомому. Их суждения строятся на аналогии или сходстве.

Это объясняется тем, что в данный период в мышление у ребенка главную роль играет память. Компонентами допонятийного мыслительного процесса являются образы.

При нормальном развитии ребенка наблюдается переход из этой стадии в понятийную, где к компонентам относят понятия, а к применению – формальные операции.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что понятийное мышление развивается не сразу, а постепенно. Оно формируется через промежуточные этапы. Такое мышление можно наблюдать у младших школьников. Мыслительные операции связаны с конкретной недостаточно обобщенной информацией, а понятия носят четкий характер, т.е. мышление является понятийно-конкретным. В 10-18 лет у детей развивается вербально-логический процесс в форме абстрактных понятий. Мышление уже представлено в виде:

  • практических действий;
  • наглядных образов;
  • отвлеченных понятий/рассуждений.

И здесь мы уже можем говорить о том, что осуществляется переход от понятийно-конкретного к абстрактно-понятийному мышлению.

Существует два уровня мышления:

Определение 2

Рассудок – это способность человека к рассуждению, возможность конструктивно строить мысли.

Определение 3

Разум – это высший уровень теоретического познания, который включает в себя способность к постижению сущности, законов, противоречий вещей.

Виды и операции мышления человека

Мышление бывает:

  • теоретическим;
  • практическим;
  • интуитивным;
  • аналитическим;
  • реалистическим;
  • аутистическим;
  • продуктивным;
  • репродуктивным.

Перечень операций мышления для решения различных задач:

  1. Сравнение;
  2. Анализ;
  3. Синтез;
  4. Абстракция;
  5. Обобщение.

Рассмотрим каждый из них.

1. На данном этапе происходит сопоставление вещей, выявляются отличительные черты, сходство, что в дальнейшем приводит к классификации.

2. Подразумевает мысленное разложение предмета, ситуации на элементы. Это помогает отделить несущественное от существенного.

3. Обратный процесс анализа. Синтез восстанавливает целое, находит важные связи и отношения.

4. На данном этапе выделяется и отделяется какая-то одна сторона. Абстракция выделяет нечувственные свойства.

5. Этап обобщения подразумевает отбрасывание единичных признаков, сохраняя общие. Также здесь происходит раскрытие важных связей. Обобщение совершается мыслящим путем сравнения. Это считается простой формой мышления, а сложной – раскрытие отношений, закономерностей, связей.

Формы мышления отражаются в виде:

  • понятий;
  • суждений;
  • умозаключений (дедуктивным, индуктивным способом).

Механизм мыслительного процесса

Определение 4

Мыслительный процесс – это сознательный процесс, основывающийся на понятия и образы.

Мыслительный процесс оценивает ситуацию. Завершается он тогда, когда достигает каких-либо результатов. Т.е. ставиться задача, и начинается поиск ее решения.

Решение проблемы имеет четыре стадии:

  • подготовку;
  • поиск решения;
  • вдохновение;
  • проверку найденного решения.

Алгоритм мыслительного процесса решения проблемы:

  1. Мотивация.
  2. Анализ проблемы (что дано, что предстоит найти и т.д.).
  3. Поиск решения:
    • поиск на основе одного известного алгоритма (относится к репродуктивному мышлению);
    • поиск на основе выбора оптимального варианта из множества известных алгоритмов;
    • решение на основе смешивания элементов из различных алгоритмов;
    • поиск нового решения (относится к творческому мышлению), основывается на:
      1. углубленной логике рассуждения (анализ, сравнение, синтез и т.д.);
      2. аналогиях;
      3. эвристических приемах;
      4. эмпирическом методе.

В случае неудачи происходит разочарование, переключение на другой род деятельности. Иными словами возникает «период инкубационного отдыха», где генерируются новые идеи, появляется вдохновение, инсайт (мгновенное нахождение решения).

Факторы, которые влияют на озарение:

  • сильная увлеченность проблемой;
  • вера в успех;
  • опыт, большое количество информации о проблеме;
  • высокая ассоциативная деятельность мозга (во сне, во время болезни и т.д.).
  1. Доказательство найденной идеи с помощью логики.
  2. Реализация решения.
  3. Проверка найденного решения.
  4. Коррекция при необходимости (в этом случае нужно вернуться на второй этап).

Индивидуальные особенности мышления

Каждый человек индивидуален. Соответственно мыслительная деятельность у людей отличается:

  • глубиной (возможность проникать в суть сложных вопросов);
  • широтой (возможность обрабатывать весь вопрос полностью, включая детали);
  • самостоятельностью (поиск решения проблемы без посторонней помощи);
  • гибкостью мысли (свобода от предыдущих пунктов, возможность быстрой смены действий при изменении обстановки);
  • скорость мышления (умение быстрого ориентирования в ситуации, ее обдумывание, а также умение быстро находить верные решения);
  • торопливостью ума (не обдумывая полностью вопрос, мыслящий спешит дать решение);
  • замедленность мышления (причиной этого фактора может стать тип нервной системы человека, ее малая подвижность);
  • критичностью ума (способность объективно давать оценку своим и чужим мыслям).
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как открыть входную дверь

Также к индивидуальным особенностям мыслительного процесса относят использование таких типов мышления как:

  • наглядно-действенный;
  • наглядно-образный;
  • абстрактно-логический.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/obschaja-psihologija/vidy-protsessy-myshlenija/

Мышление как высший познавательный психический процесс

Память как психический познавательный процесс.

Память рассматривает основные процессы заучивания, хранения и дальнейшего воспроизведения в будущем. Память как психический познавательный процесс представляет систему запоминания, воспроизведения и забывания полученного опыта с течением определенного количества времени.

Ее изучение в наши дни приобрело особенную актуальность, поскольку память выполняет одну из наиболее важных психических функций — это обеспечение единства и целостности личности.

Развитие психических познавательных процессов просто невозможно без памяти, поскольку она является промежуточным этапом между большинством познавательных процессов.

В качестве простой формы реализации памяти выступает узнавание предметов, т. е. распознавание ранее опознанных объектов, находящихся в центре восприятия. Данный процесс основан на сопоставлении воспринимаемых признаков в реальности с теми, которые отложились ранее. Более сложная структура памяти подразделяется на основные мнемические процессы:

· узнавание — опознание ранее известного объекта, находящегося в центре восприятия в настоящее время;

· запоминание — процесс, который удерживает определенную информацию в памяти для дальнейшего воспроизведения;

· сохранение — динамический процесс, основанный на организованном усвоении поступаемого материала и его переработку;

· воспроизведение — мнемический процесс, в ходе которого осуществляется актуализация уже сформированного содержания. Как правило, это чувства, мысли и движения;

· забывание — процесс, основанный на уменьшении значительного объема сохраненной информации или утрате четкости, в результате которого воспроизведение информации из памяти становится невозможным.

Память как психический познавательный процесс подразделяется на несколько видов:

Психологическое исследование характеристик процессов памяти

понимание, осмысление, повторение информации. Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее материала. Воспроизведение имеет несколько уровней: узнавание, которое причин забывания информации и возможности её воспроизведения. Память является одним из основных психических познавательных процессов личности человека. Она является опорой его

· по времени сохранения информации или опыта:

· сенсорная память,

· кратковременная память,

· по характеру психической активности:

· двигательная,

· эмоциональная,

· образная,

· словесно-логическая,

· механическая,

· по средствам, использованным для запоминания:

· натуральная (непосредственная),

· внешне опосредованная,

· внутренне опосредованная.

7

Высшая форма отражательной деятельности, позволяющая понять сущность предметов и явлений, их взаимосвязь, закономерность развития. М. — это движение идей, раскрывающие суть вещей, его итогом является мысль, идея.

Специфичным результатом мышления может выступать понятие — обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и сущест-х особенностях. Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению.
Функции мышления расширение границ познания путем выхода за пределы чувствительного восприятия.

Задача мышления раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений
Навыки и способы мышления развиваются у человека в онтогенезе при воздействии среды человеческого общества.
Виды мышления:
Теоретическое-понятийное мышление это такое М.

, пользуясь которым ч-к в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действие в уме, непосредственно не имея дело с опытом получаемым при помощи органов чувств.

Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями полученными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Теоретически-понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.
Теоретически образное М. отличается от понятийного тем, что материалом который здесь использует человек для решения задачи являются образы.

Они непосредственно извлекаются из памяти или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники творческого труда, имеющие дело с образами. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение интересующей его задачи.

Оба вида относятся к теоретическому мышлению.

Наглядно-образное мышление мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим ч-ком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-обр. ч-к привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого мышления извлекаются из долговр.п. и затем преобраз-ся).

Психологические особенности старых людей. Психологические задачи развития в старом возрасте — поздней взрослости

и других средств и способов мышления, которыми обладают люди и науки. Люди в пожилом возрасте нуждаются в социальной Для тревожного синдрома свойственны: субъективные переживания, обусловленные непосредственно тревожной симптоматикой, т. е. симптом тревоги в на функционирование мозга Первичное старение снижает перцептивную скорость решения задач, т.е. скорость, с которой информация обрабатывается

Данная форма М. полно представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых — среди людей, занятых практической работой.
Наглядно-действенное мышление сам процесс мышления представляет собой практичес-ю преобраз-ю деятельность, осуществляющую ч-ком с реальными предметами.

Основным условием решения задачи в данном случае яв-ся правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид М. широко представлен у людей занятых реальным производств-м трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.
Операции М.


Абстракция-это выделение какой-либо стороны, св-ва отвлечения от остальных. Рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, или наоборот.
Обобщение — (генерализация) отбрасывание единичных признаков, при сохранении общих с раскрытием существенных связей.

Обобщ-е может совершиться путем сравнения при кот-м выделяются общие качества. Так совершается обобщ-е в элемент0х формах М. В высших формах обобщ-е соверш-ся через раскрытие отнош-й, связей, закономерн-й.
Абстр.

и обобщ. яв-ся 2мя взаимосв-ми сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию.
Конкретизация — операция обратная обобщению. Она проявляется в том, что из общего определения понятия выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явл-й определенному классу.
Сравнение М. сопоставляет вещи, явл-я и их св-ва, выявляя сходство и различия, что приводит к классиф-и.

Анализ — мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов. Анализ и синтез в М. взаимосвязаны Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа т.к. он должен восстановить целое из выделенных анализом частей. У некоторых людей склонность к синтезу, у др. к анализу.

Синтез — восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.

Внутренняя речь как механизм мышления

. Она недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может быть средством общения. Внутренняя речь — словесная оболочка мышления. Проблема внутренней речи пока еще недостаточно исследована в психология откажутся от исследования реального процесса мышления, они понесут весьма значительную потерю — выпадает сам говорящий человек, его речь. Речь содержит неизмеримо больше информации, чем

Речь как инструмент мышления и средство общения. Общение и речь

Мышление органично связано с речью и языком. Их возникно­вение и развитие знаменуют собой появление новой особой фор­мы отражения действительности и управления ею. Важно отличать язык от речи. Язык — это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей опре­деленные значение и смысл.

Речь — это совокупность произноси­мых или воспринимаемых звуков, которые имеют тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных зна­ков. Язык единяя всех людей, пользующихся им, речь — индиви­дуальна.

В речи выражается психология отдельно взятого человека или общности людей, для которых данные особенности речи ха­рактерны; язык отражает в себе психологию народа, для которого он является родным, причем не только ныне живущих людей, но и предшествующих поколений.

Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относи­тельно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением.

Связующим звеном между языком и речью выступает значение слова, поскольку оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.

Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с нарушениями речи и особенности развития воображения

задержка речевого развития приводит к отставанию в развитии мышления и воображения. Дети с нарушением речи не всегда точно могут произвести зрительный анализ формы зрелой, все более и более приближаясь по своему звучанию к речи взрослого человека. Большинством авторов, такими, как Л.С.Выготский, А.Н

Речь выполняет ряд функций:

выражает индивидуальное своеобразие психологии человека; выступает носителем информации, памяти и сознания;

является средством мышления;

выступает регулятором человеческого общения и собственного поведения;

является средством управления поведением других людей.

Источник: https://forpsy.ru/works/uchebnoe/myishlenie-kak-vyisshiy-poznavatelnyiy-psihicheskiy-protsess/

Мышление как высшая форма познавательной деятельности (1)

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральноеагентство по образованию РФ

ФилиалГосударственного образовательногоучреждения

высшегопрофессионального образования

«Челябинскийгосударственный педагогическийуниверситет»

(ГОУВПО «ЧГПУ»)

вг. Миассе

Кафедрапедагогики и психологии

Контрольнаяработа

подисциплине «Общая психология»

натему: «Мышление как высшая формапознавательной деятельности»

Выполнила:студентка 2 курса, гр. 211/5 специальность:

«Педагогикаи психология»

ВасильеваО.А.

Проверила:к.пс.н. Смирнягина М.М.

Миасс

2010

Введение 3

1. Мышление как высшая форма познавательной деятельности 5

1.1. Понятие мышления как психического процесса в психологии 6

1.2. Физиологические основы мышления 8

1.3. Основные формы мышления 10

1.4. Мыслительные операции 12

1.5. Понятия и их формирование 14

1.6. Виды мышления 16

1.7. Качества ума 17

Заключение 20

Список литературы 21

Введение

Познавательнаядеятельность составляет одну из важнейшихсторон жизни личности. Познаниеокружающего мира, закономерностейобъективной действительности помогаетчеловеку ориентироваться в ней,способствует достижению поставленныхцелей.

Психологияизучает познавательную деятельностьконкретного человека в его реальнойжизни. В психологии исследуются ощущенияи восприятия как чувственно-предметноеотражение мира. В ощущении и восприятиипредметы и явления при непосредственномих воздействии на органы чувств человекапредстают со стороны своих внешнихсвойств. Представление рассматриваетсякак форма, переходная от чувственнойступени познания к рациональномупознанию.

Вершинойразвития рационального познания являетсямышление, которое выступает в трехосновных формах — понятии, суждении,умозаключении. В процессе мышленияраскрывается то, что непосредственноне дано в ощущениях и восприятии. Мышлениеотражает мир в его существенных связяхи отношениях.

Мышлениеявляется высшим познавательным процессом.Оно представляет собой форму творческогоотражения человеком действительности,порождающую такой результат, которогов самой действительности или у субъектана данный момент времени не существует.

Вопросамиизучения и формирования мышлениязанимались многие выдающиеся психологи:Л.С. Выготский, П.П. Блонский, А.В. Запорожец,А.А. Люблинская, П.Я. Гальперин, Д.Б.Эльконин, Л.Ф. Обухова, Л.А. Вегнер идругие.

Мышление –основа обучения, потому и развитиеразличных видов мышления и мыслительныхопераций традиционно рассматриваетсякак подготовка фундамента учебнойдеятельности. Выготский Л.С. писал, что«центральным для всей структуры сознанияи для всей системы деятельностипсихических функций является развитиемышления.

С этим тесно связана и идеяинтеллектуализации всех остальныхфункций, т.е. изменения их в зависимостиот того, что мышление  приводит наопределенной ступени к осмысливаниюэтих функций, что ребенок начинаетразумно относиться к своей психическойдеятельности.

В зависимости от этогоцелый ряд функций, которые действовали,автоматически, начинают действоватьсознательно, логически.

Так же как иосновные формальные ступени, по которымидет построение личности ребенка,эти ступени связаны непосредственносо степенью развития его мышления,ибо в зависимости от того, в какой системезнаний реализуется весь внешний ивнутренний опыт ребенка, стоит и то,каким психическим аппаратом расчленяется,анализируется, связывается, обрабатываетсяего внешний и внутренний опыт» [3,с.791-792].

Итак, проблемаизучения и своевременного формированияпредставлений и понятий, которые лежатв основе мышления, является актуальной,что обуславливает выбор темыконтрольной работы:«Мышление как высшая форма познавательнойдеятельности».

Цельконтрольной работы:изучение мышления как высшей формыпознавательной деятельности.

Задачиконтрольной работы:

  1. рассмотреть общее понятие мышления в психологии как психического процесса;

  2. раскрыть физиологические основы мышления;

  3. выделить основные формы, виды мышления и мыслительные операции;

  4. рассмотреть понятия и их формирования, а также основные качества ума.

1.Мышление как высшая форма познавательнойдеятельности

Психологияизучает психические явления: психическиепроцессы, психические состояния ипсихические свойства.

Психическиепроцессы описывают три основные сторо­ныдушевной жизни человека: познание,чувство и волю. Соответственно впсихических процессах выделяютсяпо­знавательные процессы, чувства иволя. К познаватель­ным процессамотносятся ощущение, восприятие, память,мышление, воображение, с помощью которыхмы узна­ем, постигаем мир и самогосебя.

Природаодарила каждого человека способностьюк по­знанию того мира, в котором онродился:

  • способностью ощущать и воспринимать окружающий мир — людей, природу, культуру, различные предметы и явления;
  • способностью помнить, думать, соображать;
  • способностью говорить и понимать речь других людей и пр.;
  • способностью быть внимательным.

Все этиспособности развиваются и совершенствуютсяне сами по себе, а в активной познавательнойдеятельно­сти человека.

Психическиепроцессы, с помощью которых человекпознает окружающий мир, себя и другихлюдей, называ­ются познавательнымипроцессами. К таким процессам от­носятся:ощущения, восприятие, внимание, память,мыш­ление и воображение [9].

В соответствиес темой нашей работы мы рассмотрим болееподробно такой психический процесс какмышление.

1.1. Понятие мышлениякак психического процесса в психологии

Жизнь всевремя ставит такие задачи, которыенельзя решить, опираясь только навосприятие окружающих пред­метов иявлений или на припоминание того, чтоуже было воспринято раньше. На многиевопросы надо искать отве­ты косвеннымпутем, делая выводы из уже имеющихсяотносительно других подобных единичныхпредметов, явле­ний и фактов.

Ощущение ивосприятие дают нам знание единичного- отдельных предметов

и явленийреального мира. Но такая информация неможет рассматриваться как достаточная.Для того чтобы человек мог жить инормально трудиться, ему необходимопредвидеть последствия тех или иныхявлений, событий или своих действий[3].

Следовательно,для того чтобы предвидеть, надо обобщатьединичные предметы и факты и исходя изэтих обобщений делать вывод относительнодругих единичных предметов и фактовтакого же рода. Этот многоступенчатыйпереход — от единичного к общему и отобщего опять

к единичному- осуществляется благодаря особомупсихическому процессу — мышлению.

Мышлениеявляется высшим познавательнымпсихическим процессом. Суть данногопроцесса заключается в порождениинового знания на основе творческогоотражения и преобразования человекомдействительности.

Мышление какособый психический процесс имеет рядспецифических характеристик и признаков.Первым таким признаком являетсяобобщенное отражение действительности[9, с.299].

Обобщенноеотражение (познание) действительности- важнейший признак мышления.Невсегда и опыт человека может датьдостаточный материал для обобщения.Люди в своей деятельности постоянноопираются на общий опыт, усвоенный отдругих, обобщенный и закрепленный вязыке.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как снять руль мазда 3

Обобщения отражают общие и потомунаиболее существен­ные свойствапредметов и явлений, их общие и поэтомузакономерные связи. Обобщая, мы познаемсущность пред­мета.

Только с помощьюмышления мы познаем то общее в предметахи явлениях, те закономерные, существенныесвязи между ними, которые недоступнынепосредственно ощущению и восприятиюи которые составляют сущность,закономерность объективной действительности.Поэтому мы можем сказать, что мышлениеесть отражение законо­мерныхсущественных связей.

Итак, мышлениеэтопроцесс опосредованного и обоб­щенногопознания (отражения) окружающего мира[1,с.345].

Следующейважнейшей характерной особенностьюмышления является то, что мышлениевсегда связано с решением той или инойзадачи, возникшей в процессе познанияили в практической деятельности.

Процессмышления начинает наиболее яркопроявляться лишь тогда, когда возникаетпроблемная ситуация, которую необходиморешить. Мышление всегда начинается свопроса, ответ на который является цельюмышления.

Причем ответ на этот вопроснаходится не сразу, а с помощью определенныхумственных операций, в процессе которыхпроисходит видоизменение и преобразованиеимеющейся информации.

Исключительноважная особенность мышления — егонеразрывнаясвязь с речью. Выделяянечто общее в предме­тах и явленияхокружающего мира, человек обозначаетего словами.

Через слово человек впервыеузнает о том, чего еще не видел (а возможно,никогда и не увидит) Речь есть формамышления.Мысли всегда об­лекаются в речевуюформу. Речь является не только формой,но и орудием мышле­ния.

Выражая мыслив развернутой словесной форме, мыспособствуем успеху мыслительнойдеятельности. Речь по­могает мыслить[3, с.204].

1.2.Физиологические основы мышления

Как и всепсихические процессы, мышлениепредстав­ляет собой деятельностьмозга.

Физиологическойосновой мышления являются временныенервные связи (условные рефлексы),которые образуются в коре большихполушарий.
Эти условные рефлексывозникают под воздействием вторыхсигналов (слов, мыслей), отражающихреальную действительность, но возникаютобязательно на основе первой сигнальнойсистемы (ощущений, восприятий,представлений).

И. П. Павловписал, что «кинестезические раздражения,идущие в кору от речевых органов, естьвторые сигналы, сигналы сигналов. Онипредставляют собой отвлечение отдействительности и допускают обобщение,что и составляет наше лишнее, специальночеловеческое, высшее мышление» [5,с.199].

То естьфизиологической основой мышленияявляются мозговые процессы болеевысокого уровня, чем те, которые служатосновой для более элементарных психическихпроцессов, например ощущения. Однако внастоящее время нет единого мнения означимости и порядке взаимодействиявсех физиологических структур,обеспечивающих процесс мышления.

Бесспорным является то, что лобные долимозга играют значимую роль в мыслительнойдеятельности как одном из вариантовцеленаправленной деятельности. Кромеэтого, не вызывает сомнения значениетех зон коры головного мозга, которыеобеспечивают гностические (познавательные)функции мышления.

Не вызывает сомненияи то, что речевые центры коры головногомозга также участвуют в обеспечениимыслительного процесса [6, с.122].

В отличие отощущений, восприятий и памяти,второсигнальные связи представляютсобой более сложные системы, отражающиеразличные отношения между предметамии явлениями.

В процессахмышления обе сигнальные системы тесносвязаны друг с другом. Вторая сигнальнаясистема дает возможность безграничнойориентации в окружающем мире; через неесоздается и «высшее приспособлениечеловека — наука» [7, с.93].

Но втораясигнальная система опирается на первую.Если же слова лишены для человекаопределенного реального значения, есличеловек не может соотнести их с какими-токонкретными предметами и явлениями, тотакие слова перестают быть сигналамидействительности.
Мышление протекаетнормально только при участии обеихсигнальных систем, но ведущая рольостается за второй сигнальной системой,так как слово является более богатымпо содержанию сигналом, оно связано спроцессами отвлечения и обобщения.

Сложностьисследования физиологических основмышления объясняется тем, что на практикемышления как отдельного психическогопроцесса не существует. Мышлениеприсутствует во всех других познавательныхпсихических процессах, в том числе ввосприятии, внимании, воображении,памяти, речи. Все высшие формы этихпроцессов в определенной степени, взависимости от уровня своего развития,связаны с мышлением.

Таким образом,мышление это сложная аналитико-синтетическаядеятельность, осуществляемая совместнойработой обеих сигнальных систем.

Приэтом, поскольку мышление — это обобщенноепри помощи слова отражение действительности,ведущую роль в этой деятельнос­тииграет вторая сигнальная система.

Постоянное и тесное взаимодействие спервой сигнальной системой обусловливаетнеразрывную связь обобщенного отражениядействительно­сти, каким являетсямышление, с чувственным позна­ниемобъективного мира путем ощущений,восприятий, представлений [3, с.206].

Источник: https://works.doklad.ru/view/KOWpXNn671I.html

Процесс мышления

Процесс мышления – это психический процесс, помогающий субъектам находить новые знания и отыскивать решения различным задачам.

Процесс мышления человека обладает специфическими характеристиками, такими как опосредованность, протекание происходит исключительно благодаря опоре на знания, мыслительные процессы отталкиваются от созерцания живого, но к нему не сводятся, в них происходит отображение взаимодействий объектов и событий в словесной форме, наличествует связь с практической деятельностью субъектов.

Мыслительным процессом называют обобщенное и опосредованное отображение главных и закономерных взаимосвязей реальности. Мыслительная деятельность социально обусловлена. Поскольку мыслительные операции могут обнаружиться исключительно в обстоятельствах существования человеческих индивидов в социальном окружении. Базисом процессов мышления являются приобретенные знания, то есть историко-социальный опыт людей.

Процесс мышления человека является совершенным отражением реального мира, но также характеризуется и материальностью форм собственного проявления. Внутренняя скрытая речь выступает инструментом мыслительной деятельности людей.

Мышление как психический процесс

Мыслительная деятельность является опосредованным отображением и обобщенным отражением реальности. Это вид интеллектуального процесса, состоящего в постижении сути вещей и сущности событий, закономерных взаимодействий и связей, находящихся между ними. В этом процессе существенное значение принадлежит слову и речи.

Самым большим феноменом является мозговая способность проводить обобщения, беря в качестве основы общие признаки предметов и событий, раскрывая между ними взаимодействия.

Особенности процесса мышления. Первой специфической особенностью мыслительных процессов считается их опосредованность, которая заключается в невозможности прямого познания индивидом. Такова природа людей, что постижения чего-либо происходит косвенно. Например, понимание одних свойств объектов происходит посредством изучения других.

Процессы мышления всегда базируются на информации, выделенной из чувственного опыта индивидов (ощущений, представлений) и полученной из ранее приобретенной теоретической информации, которая трансформируется в знания. Непрямое постижение и является познанием опосредованным.

Опосредованность мышления предоставляет человечеству огромные преимущества в приобретении достоверных знаний об объектах, которые невозможно воспринять. Следующей особенностью мыслительного оперирования является обобщенность.

Собственно посредством обобщения личность постигает внутреннюю суть событий и взаимодействий, наблюдающихся между ними.

Именно обобщенное постижение окружающего мира при помощи мышления предоставляет возможность индивидам использовать человеческие знания всеобщих закономерностей и взаимосвязей объектов и событий окружающей реальности, установленные на фундаменте предшествующей практики развития. Мыслительные процессы позволяют предвидеть направление событий и плоды собственных действий, основанных на этих знаниях.

Процесс мышления человека неразрывно соединен с восприятием и ощущениями. С позиции физиологии, мыслительные процессы являют собой сложную аналитическую деятельность коры мозговых полушарий.

Павлов считал, что особенности процесса мышления индивидов заключается в появлении ассоциаций, вначале элементарных, находящихся в связи с окружающими объектами, а затем и цепи ассоциаций, то есть первая ассоциация является моментом рождения мысли.

Изначально ассоциации характеризуются обобщенностью и отражают реально наличествующие связи в их неразделенном и наиболее общем виде, нередко даже и неправильно, по первым попавшимся, несущественным признакам.

И только благодаря повторным раздражениям происходит размежевание преходящих связей, они поддаются уточнению, закреплению и становятся физиологическим базисом относительно точной и верной информации о внешнем мире.

Зарождаются такие ассоциации, преимущественно, под влиянием первосигнальных стимулов, провоцирующих возникновение соответствующих им ощущений и представлений о внешней среде, которая окружает. Истинные взаимодействия и этих стимулов обусловливают собой появление соответственных преходящих нервных связей, происходящих в первой сигнальной системе.

Мыслительные оперирование опирается не только лишь на связи первосигнальной системы. Они неизбежно предполагают неразрывное функционирование первосигнальной системы в соединении со второй сигнальной системы. Стимулами в этом случае выступают уже не определенные объекты окружающей среды и их качества, а слова.

Процессами мышления являются такие операции, как анализ и синтез, сопоставление и обобщение, конкретизация и абстракция. Произведение перечисленных операций затем ведет к выработке понятий.

Анализом называется процесс мысленного разделения целостного на составные части, определение и выделение отдельных частей, свойств и признаков.

Синтезом называется мысленное совмещение в одно целостное составных частей.

Несмотря на видимую противоположность операций анализ и синтез, они все же неразрывно взаимосвязаны между собой. Поскольку на отдельных стадиях мыслительного оперирования на передний план выходит анализ или синтез. Например, для постановки диагноза необходимо произведение анализа с последующим синтезом.

Сравнением называется установление схожести или нахождение различий между объектами мыслительной деятельности. В ходе сопоставления обнаруживаются различные значимые признаки предметов и событий. Обобщением называется мысленное объединение друг с другом объектов и явлений через выделение главного.

Абстракция являет собой абстрагирование от определенных конкретных, чувственных и образных свойств объекта. Она связана с обобщением. В процессе абстракции исключается все несущественное и случайное в предмете или событии.

Конкретизация представляет собой демонстрацию, обнаружение объекта на примере предмета или феномена, который реально существует.

Таким образом, процессами мышления являются определенные мыслительные операции, которые производятся в процессе накопления информации. Весь мыслительный процесс может пострадать при нарушении одной из операций.

Мышление как познавательный процесс

Личность познает мир, который ее окружает, через ощущения и при помощи восприятия. То есть в ходе познания происходит прямое чувственное его отражение. При этом внутренние закономерности, суть объектов не может отобразиться непосредственно в человеческом сознании.

Человек, глядя в окно, определяет по наличию луж, шел ли дождь, то есть совершает мыслительное действие или, другими словами, происходит опосредствованное отражение существенных связей между объектами путем сопоставления фактов.

Познание базируется на обнаружении связей и взаимоотношений между объектами.

Постигая среду, человеческий индивид обобщает результаты, полученные из чувственного опыта, отображает общие признаки вещей. Для постижения окружающей среды совсем недостаточно найти связь между объектами, необходимо определить, что найденная связь является общим качеством объектов. На этом обобщенном фундаменте и базируется решение индивидом конкретных познавательных задач.

Мыслительная деятельность решает вопросы, которые разрешить через непосредственное, чувственное отражение невозможно. Именно вследствие наличия мышления индивид может правильно находить ориентиры в окружающей среде, при этом применяет ранее полученную обобщенную информацию в новой обстановке. Деятельность людей разумна вследствие знания законов, норм, взаимодействий объективной действительности.

Мышление в качестве отражения наличествующих связей и взаимоотношений между вещами, обнаруживается у субъектов в первые месяцы после рождения, но в зачаточной конфигурации. Мышление в процессе обучения приобретает осознанный характер.

Сущностью человеческого мыслительного процесса является определение общих взаимосвязей, обобщение признаков однородного класса явлений, понимание сути определенного явления в качестве разновидности конкретного класса явлений.

Однако мыслительные операции, выходя за границы восприятия, все же всегда остаются неразрывно соединенными с чувственным отображением реальности. Обобщения вырабатываются, основываясь на восприятии единичных предметов, а их верность проверяется через практический опыт.

Ключевой спецификой процессов мышления является их обобщенное и косвенное отображение реальности, взаимосвязь с практическим опытом, тесная связь с речью, обязательное наличие проблемного вопроса и неимение на него готового ответа.

Кроме этого, мыслительные процессы, равно как и все прочие познавательные процессы индивидов, характеризуются наличием ряда специфических качеств, которые в разной степени выраженности присутствуют у человеческих субъектов, а также в разной степени значимы для решения различных проблемных вопросов. К таким качествам относят: быстроту, гибкость и глубину мышления.

Способностью отыскивать в условиях нехватки времени правильные решения является быстрота мышления. Гибкостью мышления называют умение видоизменять намеченную стратегию действий в случае изменения условий либо критериев правильности решения.

Глубина мышления представляет собой уровень проникновения в суть изучаемого объекта, способность обнаруживать важные логические цепочки между элементами задачи.

Мыслительная деятельность по мере формирования психики индивида и в процессе личностной социализации поэтапно проходит четыре фазы.

В возрастном периоде от годика до трех лет у деток наблюдается предметно-действенное мышление, другими словами мышление при помощи практических манипуляций.

Следующей ступенью становится наглядно-образное мыслительное функционирование, которое заключается в наглядных образах и представлениях. Данный вид мыслительных операций базируется на практической реальности, но уже способен создавать и сохранять образы, которые не имеют непосредственного аналога в представлениях (например, сказочные персонажи). Ключевым значением обладает наглядно-образное мышление в процессе обучения малышей.

В образном мышлении инструментом для решения задач являются образы, извлекаемые из памяти либо воссоздающиеся при помощи воображения, а не понятия. Отличием от предыдущего вида является широкое применение словесных элементов в формировании и трансформации образов и использование абстрактных понятий.

Процесс творческого мышления как раз и основан больше на образной мыслительной деятельности. Творческим мышлением называют одну из форм мыслительной деятельности индивида, которая характеризуется сотворением субъективно нового объекта и появлением новообразований непосредственно в познавательной деятельности, относящейся к его созданию. Такие новообразования происходят в мотивационной сфере и касаются целей, оценивания, смыслов.

Процесс творческого мышления разнится с иными операциями по применению готовых знаний и навыков, называемых репродуктивным мышлением. Таким образом, главной характеристикой творческой мыслительной деятельности должно быть наличие результата, то есть субъективно нового продукта, созданного индивидом.

Абстрактно-логическое оперирование функционирует в форме абстрактных представлений, символов и цифр. Индивид оперирует понятиями, которые получены не опытным путем посредством органов чувств.

Мыслительные процессы являют собой познавательный процесс, который выступает в форме творческого отображения субъектом реальности, порождающей такой итог, которого непосредственно в реальности или у субъекта не существует сейчас.

Источник: https://psihomed.com/protsess-myishleniya/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Авто-мастер