Что такое аквапланирование автомобиля

Аквапланирование: что это, чем опасно и как избежать — CARHack.ru

что такое аквапланирование автомобиля

Езда на автомобиле в сильный дождь сопряжена с трудностями. Обзорность ограничена, полотно залито водой, ухудшается сцепление с дорогой. А это чревато потерей контроля над автомобилем. Особенно опасно аквапланирование. Машина полностью теряет управляемость. Рассмотрим это явление во всех аспектах.

Понятие аквапланирования

Аквапланирование это эффект планирования по поверхности. При езде по залитой водой дороге под колесами образуются валики воды. Они и приводят к потере контакта с дорожным покрытием. Автомобиль всплывает и становится неуправляемым.

Превышение скорости

Вода имеет определенную текучесть. При низкой скорости движения она успевает отводиться из пятна контакта шины с дорогой. При превышении критической скорости валики воды не успевают растечься и становятся упругими. Машина приподнимается над покрытием. Автомобиль теряет управление.

Состояние дорожного полотна

При сильном дожде вода не успевает стекать через ливневые стоки и на асфальте образуется пленка, называемая аква-слоем. При определенной толщине пленки аквапланирование неизбежно. Необходимо быть готовым к такому развитию событий и по возможности снижать скорость при проезде через глубокие лужи.

Состояние шин

Протекторы современных шин имеют специальные канавки для отвода воды. При изношенном протекторе, низком давлении в шинах канавки перестают выполнять свои функции. Необходимо регулярно контролировать давление в шинах с помощью манометра и поддерживать в допустимых пределах. Важен правильный выбор резины. На покрышках для сухого асфальта аквапланирование наступит раньше. Нельзя доводить резину до крайней изношенности.

Манера езды

Резкие перестроения, агрессивная езда с постоянными ускорениями и торможениями повышают риск потери управления. Глубокая лужа может подвернуться в самый неподходящий момент, а аквапланирование наступает неожиданно.

Риски и последствия

Необходимо соблюдать скоростной режим на скользких дорогах. Превышение скорости чревато срывом автомобиля в занос. А на большой скорости при скользкой дороге очень трудно удержать автомобиль, потерявший управление. Избежать аварии будет непросто.

По теме: Борьба с аквапланированием или как нельзя ездить в дождь

Что делать, если началось скольжение по воде

В первую очередь сохранять спокойствие. Торможение и резкие действия рулем лишь усугубят ситуацию. Необходимо отпустить педаль акселератора и автомобиль, теряя скорость, зацепится за полотно. Очень опасно, когда в лужу попадает одно колесо. В этом случае возможен резкий рывок руля. Его надо удерживать во избежание разворота автомобиля.

Нештатной ситуации на дороге можно избежать, соблюдая скоростной режим, расстояние до впереди идущего автомобиля, следя за техническим состоянием автотранспортного средства.

Пожаловаться

Источник: https://carhack.ru/akvaplanirovanie-chto-eto-chem-opasno-i-kak-izbezhat/

Аквапланирование автомобиля, почему оно появляется?

что такое аквапланирование автомобиля

Аквапланированием называют полную или же частичную потерю транспортным средством сцепления с дорожным полотном, которая вызвана наличием слоя воды между покрышками движущегося автомобиля и дорожным покрытием. Этот слой влаги образует своего рода подушку, приподнимающую колесо над дорогой. Официально это звучит как «появление гидродинамического клина в контактном пятне автошины».

В результате проявления эффекта аквапланирования машина краткосрочно теряет управляемость практически полностью. Происходит это потому, что автомобиль достигает критической скорости, и резина не справляется с эвакуацией влаги из-под колеса в точке контакта. Исходя из этого можно сделать вывод, что риск аквапланирования зависит от:

  • Скорости движения транспортного средства.
  • Качества и целостности дорожного покрытия.
  • Остаточной глубины протектора покрышки и типа его рисунка.
  • Нагрузки на передние колёса автомобиля.
  • Толщины водной плёнки на дорожном покрытии.

Критическая скорость и особенности дороги

Всевозможные тестирования на специальных полигонах показали, что скорость движения автотранспорта, на которой возникает аквапланирование, варьируется в пределах 70 — 100 километров в час. Не следует также забывать о том, что в реальных условиях многое зависит и от таких факторов, как форма протектора и давление в камере, сезонность и износ резины, шероховатость покрытия и его состояние.

Поэтому, при определённом стечении обстоятельств колесо способно «всплыть» даже на скорости в 40 км/час.

Что до дорожного покрытия, то наличие на нём луж является дефектом его конструкции, поскольку для своевременного и эффективного отвода воды с поверхности необходимо соблюдение принципа поперечного уклона самого покрытия и стандартов в области обустройства дренажа, которые нередко игнорируются строительными подрядчиками, особенно после ремонта дороги.

Государственными же стандартами предписан уклон в 4 сантиметра на 1 метр (4 %). Показатель ниже этого значения не способен обеспечить своевременный сток осадков в дренажную систему, повышая тем самым вероятность аквапланирования и ухудшая сцепление покрышек автомобиля с дорогой.

Поведение автомобиля при «всплытии»

Довольно часто после кратковременного аквапланирования возникают критические ситуации связанные с потерей управления. В основном это происходит когда:

  1. В момент восстановления шинами сцепления с дорогой передние колеса повёрнуты (независимо от величины угла поворота), что может привести к заносу или непроизвольному развороту.
  2. Транспортное средство попадает в воду всего одним колесом, вследствие чего резко возрастает сопротивление движению и снижается скорость, вызывая удар, способный выбить из рук водителя рулевое колесо.
  3. Авто попадает в лужу обеими колёсами, но вследствие неравномерности толщины водного слоя, после «всплытия» одно из них касается твёрдой поверхности значительно раньше второго, провоцируя тем самым резкий разворот.

Чтобы сохранять автомобиль под контролем, рулевое колесо следует удерживать обеими руками, размещёнными в положениях «10 и 2», или же «9 и 3», соответствующих значениям на циферблате часов. При этом сам обод руля необходимо плотно фиксировать кистями.

Отметим также, что отсутствие ощущения колебаний подвески и лёгких толчков при движении на скорости, которые чувствует любой опытный водитель, является верным признаком начала аквапланирования.

Реакция водителя и возможные контрмеры

Зачастую взять авто под контроль водители инстинктивно пытаются поворотом руля. Однако следует понимать, что при аквапланировании передние колеса не способны реагировать на поворот руля в момент «всплытия», но обретая сцепление мгновенно вызывают занос в направлении повёрнутых колес. Предотвратить рывок машины в момент выезда из лужи поможет корректировка курса посредством коротких поворотов рулевого колеса на маленький угол, с непременным возвращением его в положение «прямо».

Помимо того, чтобы прекратить аквапланирование специалисты рекомендуют полностью убрать газ (уменьшить подачу топлива) — создаваемое водой сопротивление позволит быстро снизить скорость, сама же вода будет успевать выходить из-под шины, а гидродинамический клин будет разрушен. При этом не стоит производить торможение на переднеприводном авто, это может повлечь мгновенную блокировку колёс, в то время как владельцы заднеприводных машин могут аккуратно и плавно притормаживать.

Естественно, предупредить возникновение аквапланирования поможет преодоление водных препятствий на небольшой скорости и по прямой, а также использование специальной дождевой резины с глубокими каналами дренажа и направленным рисунком протектора. Подобные покрышки маркируются символами «rain», «aqua», «water» (в качестве части названия модели) или пиктограммой с изображением дождя.

Источник: https://wheel-info.ru/akvaplanirovanie-avtomobilya.html

Аквапланирование в автомобиле – что это, и как его избежать?

что такое аквапланирование автомобиля

Каждый водитель сталкивался с тем, что на мокрой дороге или во время гололеда машина совершенно не слушается, ее начинает самопроизвольно нести. Складывается впечатление, что машина «плывет», и вы полностью теряете контроль над ее управлением.

Этот неприятный момент называется аквапланированием. Случается такое, когда шины теряют сцепление с дорожным покрытием во время непогоды.

Аквапланирование может начаться во время ливня, дождя, при попадании колесами в огромную лужу, когда дорога покрыта тонким слоем льда.

Понятие эффекта аквапланирования

Что происходит при аквапланировании? Аквапланирование – это своеобразное скольжение по поверхности дорожного покрытия, когда сцепление колес с твёрдой поверхностью сводится к минимуму.

На шинах оттеснены канавки, по которым вода должна отводиться в сторону, если машина эксплуатируется в условиях непогоды.

В случае, когда дорога покрыта большим слоем воды, эти канавки не успевают отводить воду в сторону, и возникает эффект аквапланирования. Водитель на короткое время теряет контроль над машиной.

Внимание! Не путайте понятия «скольжение» и «аквапланирование»! Скольжение возникает при резком торможении или повороте на дороге, покрытой тонким слоем льда или во время небольшого дождя. В этом случае сцепление шин с дорогой недостаточное (но не теряется полностью).

Чтобы избежать аквапланирования, не нужно в непогоду ехать на большой скорости и делать резких маневров на дороге.

В аквапланирование чаще попадают переднеприводные машины (передние ведущие колеса стягивают автомобиль на мокрой дороге), и вы не сразу замечаете, что теряете управление (так как задние колеса уже подвержены процессу аквапланирования).

Заднеприводные машины дают шанс водителю вовремя почувствовать начало аквапланирования (управлять машиной становится сложнее, руль отказывается слушаться) и предпринять меры.

Факторы, влияющие на аквапланирование автомобиля

Аквапланирование автомобиля провоцируется рядом факторов:

• Большая скорость движения во время дождя, когда дорога покрыта слоем воды.

• Попадание в лужу на большой скорости.

• Сильный поток воды на дороге.

• Неравномерное водяное препятствие на дороге (в случае с неровной трассой).

• Небольшая остаточная глубина протекторов (лысеющие шины).

• Давление в шинах машины.

• Неисправная подвеска машины.

Рисунок шин

Аквапланирование возникает, если рисунок на шинах стирается (нормальным считается рисунок с глубиной канавок на шинах до 8 мм), уменьшается глубина бороздок. С лысыми шинами (глубина бороздок до 1 мм) и на сухом асфальте коэффициент сцепления падает, а на покрытой слоем воды – и подавно. При контакте с водой бороздки не успевают высвободить резину для хорошего сцепления с покрытием трассы, и машина «плывет».

Желательно ставить на машину шины с рисунком «дождевой» (в виде елочки). Это водоотталкивающие покрышки, которые снижают риск возникновения аквапланирования.Переобувайте машину в протекторы «зима-лето». Зимние шины имеют более глубокие бороздки рисунка шин, потому что резине приходится бороться со снегом и снежной кашицей.

Кроме рисунка на шинах, смотрите также на ширину протекторов: узкие или широкие. Преимущество остается за широкими шинами, так как у них большее напряжение сжатия.Необходимо следить и за давлением в шинах. Если протекторы проседают, то глубина бороздок уменьшается, а риск аквапланирования увеличивается.

Толщина водяной пленки

Эффект аквапланирования напрямую зависит от толщины водяной пленки. На мокрой дороге сцепление колес с асфальтом лучше, чем на дороге с внушительным слоем воды (сильный дождь, ливень).Если дорога имеет перепады в покрытии, то слой воды на ней неравномерный. В этом случае попасть в аквапланирование можно запросто, потому как протекторы должны справиться с разным слоем воды на дороге.

Скорость движения

В непогоду очень важно следить за скоростью, не превышать ее. Аквапланирование шин начинается при скорости от 70 км/ч даже во время небольшого дождя (даже при условии хорошего рисунка на шинах и исправной ходовой части).

Если вы мчитесь на высокой скорости, то аэродинамика слегка поднимает машину над дорогой. В этом случае сцепление колес с основой и так падает. Если учесть, что в дождь на пути сцепления становится вода, то коэффициент сцепления снижается (вода не вытесняется из протекторов, и возникает аквапланирование).

Состояние подвески

Если ваша подвеска изношена, то риск аквапланирования повышается в плохих погодных условиях даже на скорости от 40 км/час.

Опасность аквапланирования для вас и вашего авто

Что делать при аквапланировании? Не паниковать – это главное. Попав колесами в поток воды на асфальте или в огромную лужу, вы ощутите снижение скорости. Это происходит потому, что возрастает сопротивление движению.

При попадании в лужу сцепление колес получается разным (одно колесо уже на более-менее сухой поверхности, а другое находится еще в луже), потому машину и заносит. Иногда может возникнуть небольшой удар, и машину непроизвольно начнет разворачивать.

Чтобы этого не произошло, крепко держите руль в руках.

Внимание! Ни в коем случае не делайте резких рывков рулем в сторону (это только усугубит ситуацию). При аквапланировании руль поворачивайте короткими множественными движениями на маленький угол – так вы сможете выровнять машину.

Как предотвратить аквапланирование

Лучше предотвратить беду, чем бороться с аквапланированием. Важно прислушаться к некоторым советам:

• Правильно выбирайте покрышки (узор «елочка», водоотталкивающие, широкие/узкие, наличие пиктограммы: water или aqua – вода, rain – дождь).

• Переобувайте машину по сезону (зимняя и летняя резина).

• Следите за изношенностью покрышек (на «лысой» резине ехать нельзя).

• Следите за состоянием подвески.

• Проезжайте лужи по прямой.

• В дождливую погоду нельзя резко тормозить и поворачивать.

• В непогоду максимально снизьте скорость (должна быть меньше 70 км/час).

• Крепко и правильно держите обе руки на руле (ориентируйтесь по циферблату 10-2 или 9-3), чтобы его не выбило из рук при попадании в лужу.

• Исключите резкие маневры (колеса должны быть всегда прямо).

Какие действия предпринять, если аквапланирование началось

Как же бороться с аквапланированием? Никак. Если уж попали в «плавание», то остается только крепче держать руль прямо и ждать, когда машина проедет участок с толстым слоем воды.

Если попытаться резко повернуть руль, когда передние колеса еще в луже, а задние на асфальте (или наоборот), то может еще раз «кидануть» вплоть до переворота машины. Отбросьте свое психологическое желание тормозить, если машину уже несет.

Внимание!Тормозить надо до водной преграды, а не в ней.

Водители с большим опытом могут поймать и подкорректировать занос, но не всегда (а при касании с твердой поверхностью машину снова уведет в одну из сторон под тем углом, под которым она вошла в «занос»).

Внимание!В момент аквапланирования потихоньку отпускайте педаль газа, чтобы скорость снизилась.

Источник: https://auto.today/bok/4343-chto-soboy-predstavlyaet-akvaplanirovanie-uchimsya-ego-predotvraschat-i-izbegat.html

Аквапланирование: как с ним бороться?

Интересно, почему совершенно гадкое и неприятно-опасное явление для любого автомобилиста, названо таким красивым словом — аквапланирование. Аквапланирование чрезвычайно опасный эффект, который может принести негативные эмоции (это в лучшем случае, только эмоции) для любого автомобилиста, как профессионального водителя, а для начинающего водителя особенно.

Аквапланирование – это полная либо частичная потеря сцепления колес автомобиля с дорожным покрытием. Как понятно по названию эффекта, аквапланирование автомобиля связано с водой, а именно при контакте с водяным слоем (лужей) на критической скорости.

На самом деле причин этого эффекта не так уж и много, и в то же время многие факторы влияют на возникновение аквапланирования.

Эффект получается из-за возникновения в пятне контакта шины автомобиля т.н. гидродинамического клина, а именно: протектор шины не успевает удалять воду из пятна контакта с дорогой.

Аквапланирование может возникать по целому ряду причин:

Обратите внимание, что практически все перечисленные причины зависят от водителя и, соответственно, от состояния автомобиля.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как работает коробка автомат

Как избежать аквапланирования

Первое и основное правило, дабы избежать аквапланирования – это не входить в лужу на скорости. В результате испытаний определена критическая скорость аквапланирования – 70 – 100 км/час. Хотя не факт, что эффект аквапланирования может не возникнуть и на меньшей скорости (см. причины).

Правильно подобранные шины и их состояние: конструкция протектора должна содержать глубокие водоэвакуационные каналы. Естественно износ шин не должен превышать параметры указанные производителем. Наиболее удачными брендами шин считаются: Michelin; Dunlop; Pirelli; Goodyear.

При выборе шин для авто следует обращать внимание на наличие пиктограммы обозначающей дождь или наличие слов в названии модели: water или aqua – вода, rain – дождь.

Состояние подвески автомобиля – по умолчанию должно соответствовать норме. Особенно это касается состояния амортизаторов вашего авто.

Действия при возникновении аквапланирования

Бывает. Произошло. Никто не застрахован. Что делать, чтобы свести к минимуму нежелательные последствия аквапланирования. В первую очередь – не паниковать, и убрать ногу с педали газа.

Никаких резких торможений. Резкое торможение при аквапланировании провоцирует занос автомобиля. Торможение производится только двигателем.

Положение руля. При скоростном входе в лужу руль может быть выбит из рук из-за неравномерного входа колес в зону аквапланирования и возникающего гидродинамического удара. Поэтому, руль держим крепко и по правилам: циферблат 10-2 или 9-3.

Никаких резких движений рулем с попыткой выровнять колеса. Дело в том, что колеса реагировать не будут, но в момент вновь возникшего сцепления с дорогой, происходит повторный занос уже в ту сторону, куда повернуты колеса авто. Повторный занос авто корректируется короткими, в сторону заноса движениями руля с возвратом колес в положение «прямо».

По большому счету, всё это можно и не запоминать, нужно всего лишь помнить об эффекте аквапланирования, не въезжать в лужи на критической скорости и стараться преодолевать их по прямой траектории. И не забывать, систематически проверять состояние шин автомобиля и подвески, всегда, но особенно в сложно-дорожные времена года: осень – зима – весна.

Удачи вам в предотвращении аквапланирования.

Источник: https://carnovato.ru/akvaplanirovanie/

Аквапланирование: причины и последствия

При выборе покрышек опытные водители уделяют внимание не только комфорту движения, экономичности эксплуатации резины. Для безопасности движения решающее значение приобретают меры, которые производители шин предпринимают к уменьшению таких опасных эффектов как пробуксовка, ледовое скольжение, аквапланирование.

Что такое аквапланирование, его опасности

Эффект аквапланирования возникает на высоких скоростях из-за появления гидродинамического клина между залитой водой поверхностью дороги, пятном контакта шины. Несжимаемость воды выносит автомобиль на водяной валик, в неуправляемое скольжение.

Лучшим примером аквапланирования становится применение эффекта в прототипе современных водных лыж – акваплане. Доска с гладкой нижней поверхностью, привязанная за катером, при увеличении скорости легко поднимает тяжелого спортсмена на поверхность воды.

В водных видах спорта подъемная сила аквапланирования используется в серфинге, виндсерфинге.

При движении автомобиля присутствие водяного слоя, вызывающего аквапланирование, означает потерю сцепления с дорогой, потерю контроля управления.

Эффект возникает при скоростях, на которых шина не удаляет воду из пятна контакта. Критические значения скорости зависят от толщины водной пленки, глубины протектора, его рисунка, площади пятна контакта. На полигонных испытаниях тесты показали, что эффект аквапланирования появляется на скоростях около 70 км/час.

Уменьшение критической скорости «всплывания» колес может происходить при износе протектора, сниженном давлении в покрышке. Изношенные шины (с уменьшенной глубиной водоотводящих канавок) хуже выталкивают воду из-под покрышки. Протектор, изношенный до остаточной глубины в 1 мм, сохраняет 11% нормальной рабочей площади. Такое же уменьшение критической скорости происходит при недостаточной накачке шин.

Особенно опасно появление аквапланирования после проезда грязевых участков, забивающих канавки протектора. В этом случае аквапланирование может возникнуть при меньшей скорости, при выходе из лужи машина может попасть (при неровности дороги, близком повороте) в неуправляемое боковое скольжение, усиленное скользкой грязью.

В зимних условиях аквапланирование не менее опасно. В принципе, специальные зимние покрышки лучше защищены от его возникновения более крупным рисунком протектора. Но при слое воды на тающем льду ситуация усложняется. Мягкая зимняя резина работает как недокачанное колесо, мелкие кусочки льда, снежная каша забивают протектор.

Эффект скольжения на льду проявляется при каждом выходе из режима аквапланирования. Поэтому рекомендуется устанавливать узкие шины с глубоким протектором, широкими канавками. Дополнением к глубине протектора становится высота шипов (у шипованной резины), хотя на непосредственное возникновение аквапланирования шипы не влияют.

Что делать при возникновение аквапланирования

Научиться правильной технике вождения при появлении аквапланирования достаточно трудно. Специальных полигонов для автолюбителей, методик обучения не существует. Навыки поведения могут вырабатываться только опытом вождения (иногда печальным). В реальной езде аквапланирование проявляется в том, что при проезде лужи автомобиль не реагирует на тормозную педаль, перестает слушаться руля (руль становится «ватным», легко поворачивается, нет обратной связи).

Самым опасным с такой ситуации становятся лихорадочные движения рулем с большой амплитудой. Изменение угла направления колес при падении скорости, выходе из лужи, возникновении сцепления вызовет резкий бросок автомобиля в сторону. Нужно попытаться сохранить прямое движение до появления сцепления с покрытием, после этого выравнивая автомобиль.

Что такое аквапланирование, и насколько важен износ протектора

Неприемлемы действия, обычные при заносе на льду (выворачивание руля в противоположную сторону, добавление газа), не дают результата резкое нажатие на тормоза, акселератор. Любые резкие движения могут стать опасными при выходе из аквапланирования. Снижение скорости становится самым эффективным для выхода, автомобиль, теряя скорость, «тонет», получает сцепные качества. Тормозить нужно двигателем, обратными переключениями скоростей. Возможна и естественная потеря скорости.

Предупредительные меры:

  1. соблюдение правил вождения;
  2. приобретение надежной резины;
  3. профилактический контроль износа шин (уменьшает вероятность появления аквапланирования до 50%);
  4. визуальный контроль качества, состояния дороги;
  5. постоянное движение на безопасной скорости, при входе в лужу – сброс скорости.

Как с этим борются производители шинной продукции

Первыми начали борьбу с аквапланированием производители спортивных шин. В автогонках огромные скорости вызывают проявление эффекта даже при водяной пленке в один миллиметр. Потеря управления вызывает фатальные последствия, поэтому автогонщики меняют резину при малейших намеках на изменение погоды. При сильном дожде, с постоянной водной пленкой на треке, спортивные гонки зачастую прекращаются.

Для спортивных шин были изобретены специальные дождевые протекторы, постепенно перекочевавшие на массовую шинную продукцию. В конструкции дождевых протекторов применяются направленные, асимметричные рисунки, глубокие водоэвакуационные каналы, разветвленные водоотводящие канавки. Специализация шин отражается в их названии, пиктограммах в маркировке, словах «rain», «water», «aqua».

Пионерами в конструировании специальных водоотводящих протекторов были фирмы Michelin, Dunlop, Pirelli & C, Goodyear. Финский производитель Nokian Tyres лидирует в конструировании протекторов зимних шин с эффектом предупреждения аквапланирования.

Конкуренция производителей выражается в изобретении новых рисунков протекторов, особых составов резины.

Дождевые протекторы отличаются расположением водоотводящих канавок (формы «елочки», «бабочки»), глубокими ножевидными диагональными прорезями, пересекающими боковые канавки, количеством глубоких продольных водоэвакуационных каналов.

Так, протектор дождевой шины Yokohama Geolandar снабжен двумя ребрами, диагональными изогнутыми канавками, четырьмя продольными каналами. Кроме предупреждения аквапланирования, протектор оборудован широкими плечевыми зонами, повышающими противодействие скольжению.

При этом конструкция протектора не ухудшает других параметров покрышки (уровня шумности, бокового увода, тормозного пути, сопротивления качению).

По всем этим параметрам проводятся тестовые рейтинговые испытания шинной продукции, в которые составной частью входят тесты на продольный, поперечный аквапленинг.

В комплексных тестах новые модели шин Goodyear, Pirelli теряют очки в аквапленинге, имея отличные показатели по сцеплению на снегу, хорошие тормозные качества, динамические характеристики.

Источник: http://AvtoMotoProf.ru/uchimsya-upravlyat-avtomobilem/akvaplanirovanie-prichinyi-i-posledstviya/

Аквапланирование автомобиля, что это такоке, за счет чего достигается эффект, в чем опасность

Аквапланирование автомобиля является одной из распространённой причиной аварий на дороге.

Как правило, это связано с проблемами в управлении автомобилем в весенне-осеннюю распутицу или дождливую погоду.

Но аквапланирование не возникает, если водитель ездит по лужам с небольшой скоростью, причина такого явления лежит в превышении скоростных режимов вождения автомобиля.

Чем выше скорость движения на мокрой дороге, тем выше вероятность возникновения аквапланирования.

Но превышение скорости, это пол беды, так как причин возникновения аквапланирования при вождении существует несколько.

Аквапланирование, что это

Для того, чтобы разбираться, что же такое аквапланирование, необходимо провести простой пример.

Принимаем силу сцепления автомобильной шины с дорожным сухим покрытием за единицу.

Сцепление на мокром асфальте тогда будет не более 0,5, а на льду он уменьшается еще на порядок.

А в процессе аквапланирования контакт протектора и дороги отсутствует совершенно, и сила сцепления равна нулю.

Так как колесо на водяной пленке находится в легком свободном скольжении, то возможность водителя управлять автомашиной почти равна нулю. В этом и заключается опасность этого явления.

По — другому аквапланирование еще называют «водяным скольжением».

Условия возникновения

Возьмем за пример обычную ситуацию, автомашина движется по дороге, которая покрыта слоем воды или водно-грязевой «кашей».

В этом случае любая шина постоянно выдавливает пред собой водянистую субстанцию из места контакта, и перед собой прогоняет водяной вал, который мы всегда можем видеть, когда находимся на дороге в качестве пешеходов.

По результатам испытаний учеными было установлено, что давление в этом самом вале достигает 2 bar, а его высота может быть от одного до трех сантиметров. Называют это явленние водяным клином.

Если средняя ширина протектора у легковой шины равна примерно 15 сантиметрам, то можно говорить, что усилие, с которым вжимается водяной клин между дорогой и шиной, достигает 30-40 килограмм.

До определенного момента шина будет успешно выдавливать этот клин воды, и создавать пятно контакта с поверхностью дорожного полотна.

Действенность данного процесса зависит от таких факторов:

  1. Рельеф протектора;
  2. Толщина водяной пленки дороги;
  3. Скорость движения автомашины.

Эти факторы весьма тесно взаимосвязаны.

Маленькая глубина канавок не может быстро и полностью удалить воду их зону контакта.

Изношенная шина при водяной пленке в один миллиметр и при скорости примерно в 100 километров в час не сможет из-под колеса вытеснять эффективно влагу.

Вал воды будет постепенно превращаться в приумножающий клин, отрывающий шину от поверхности дороги, и машина поплывет.

К сожалению, экстренное торможение не приведет к прекращению аквапланирования мгновенно. Да и будет уже не до торможения, потому как машина будет «крутиться» как попало по дороге.

Читайте по теме: Что делать если отказали тормоза.

Аквапланирование на автомобилях с различными типами привода

У автомашины с задним приводом настоящий эффект аквапланирования сначала наблюдаемся на передней оси.

Видавший виды водитель сможет сразу почувствовать начало данного явления и своевременно отреагировать на него.

Руль станет «мягким», и перестает ощущаться реакция дороги. В данном случае, даже не повышая скорость, можно совершить ДТП, достаточно лишь встретить глубокую лужу.

У автомобиля с передним приводом аквапланирование, как правило, «завязывается» на задних колесах, поскольку передние колеса являются ведущими и «тянут» автомашину.

Водитель может даже ничего не обнаружить подозрительного, причем, при увеличении скорости тоже. При этом самое небольшое торможение или сброс газа смогут развернуть автомобиль.

Аквапланирование и узор протектора

С сожалению даже некоторые новейшие шины с «летним» узором протектора могут быть предрасположены к аквапланированию.

Дождевой узор протектора

Существует резина с специальным противо дождевым узором.

При одинаковой скорости особый «дождевой» узор протектора поможет «удержать» контакт, тогда как под обыкновенным протектором будет четко наблюдаться первоначальная стадия появления аквапланирования.

Каждому автомобилисту необходимо знать об важнейших визуальных приметах водоотталкивающих покрышек.

В узоре их протектора будет обязательно присутствовать продольная центральная, достаточно глубокая, канавка и поперечные разветвленные прорези «навылет».

Направленный узор протектора

Наиболее действенным считается направленный узор протектора, когда водоотводы создают «елочку». При вступлении вершины данной «елочки» в основу контакта покрышки и дороги, вода по ее ответвлениям вытесняется назад и по сторонам от шины.

Еще одно важное замечание о применении протектора с направленным узором. Если во время установки покрышки на диск поставить по ошибке рисунок в перевернутом виде, то вода вытесняться не будет, а закачиваться от боковых частей к месту контакта, при этом, со всеми неприятными результатами.

В данном случае повышенная вероятность аквапланирования Вам гарантирована.

Читайте по теме: Как выбрать летнюю резину.

Дорожное покрытие

К месту сказать, если под колесами машины очень гладкий и мокрый автобан, то риск появления аквапланирования намного выше, чем на крупнозернистом асфальтобетоне, так как вода на нем должна покрыть несколько миллиметров выступающих бугорков, чтобы подготовить неблагоприятные условия для автомашины.

Следует помнить о том, что на обыкновенных дорогах эксплуатационные свойства шин, которые обладают лучшим анти аквапланирующим свойством, часто хуже, чем у резины, которая больше подвержена скольжению на мокрых дорогах.

Толщина водяной пленки и скорость движения

Относительно двух иных упомянутых факторов, которые способствуют аквапланированию автомашины — толщина водяной пленки и скорость движения, то заявлять о каких-нибудь апробированных способах контроля пока трудно.

Причина – их просто нет. Уже давно замечено, что возможность потери управления автомашиной на мокрой дороге объединена как со скоростным режимом машины, так и толщиной пленки воды.

Но на сегодняшний день, к сожалению, отсутствуют научно доказанные критерии взаимной связи.

Другие факторы

Кроме колесных факторов, существует немало и других, довольно случайных ситуаций, оказывающих влияние на поведение автомашины и ее наклонность к аквапланированию.

Например, состояние амортизаторов. По результатам многочисленных тестов, было доказано, что работоспособный, но изношенный на 50 – 60 % амортизатор, значительно ухудшает ситуацию.

А имеется еще механизм руля, подвеска, параметры развала – схождения и распределительная нагрузка по осям.

Читайте по теме: Развал схождения колес своими руками.

Не забывайте, что аквапланирование намного легче предотвращать, чем прекращать.

Оно даже опаснее, чем скольжение по льду, поэтому не экономьте на шинах, и не пытайтесь обгонять все, что движется.

Источник: https://AutoTopik.ru/obuchenie/562-akvaplanirovanie-avtomobilya.html

Аквапланирование автомобиля — что это за эффект?

Правилам безопасного вождения не всегда обучают в автошколе. А ведь от этого фактора может зависеть не только поведение водителя на дороге, но его здоровье и жизнь. Сегодня, среди множества опасных дорожных ситуаций, вы узнаете об эффекте аквапланирования. В лучшем случае, данный эффект может оставить после себя негативные эмоции, а в худшем – стать причиной страшного ДТП. Итак, аквапланирование – что это такое и как с ним бороться? Об этом вы узнаете, прочитав данную статью.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое ксенон в машине

Что такое эффект аквапланирования?

Аквапланированием принято называть частичную или даже полную потерю сцепления колес с дорожным покрытием с временной потерей контроля над автомобилем.

Как понятно из названия, данный причиной такого поведения автомобиля считается вода, которая покрывает дорожное покрытие и образует определенный слой.

Чаще всего, данное явление возникает при движении на большой скорости по мокрой дороге. Если на асфальте после дождя или во время него образовались лужи достаточной глубины, то при достижении критической скорости, между асфальтом и шиной автомобиля образуется водяная пленка, которая не успела выйти из пятна контакта колеса с дорогой. В результате этого эффекта, контроль над автомобилем теряется, и он становится практически неуправляемым.

Если рассмотреть особенность строения современных шин, то можно заметить, что рисунок протектора подбирается таким образом, чтобы его канавы удаляли частицы воды из пятна контакта. Чем выше скорость автомобиля, тем ниже скорость удаления воды из рисунка протектора. Существует отметка скорости, которая называется критической, когда рисунок попросту не успевает вывести всю воду из пятна контакта и водяной клин образуется между шиной и асфальтом.

Причин у данного явления относительно немного, тем не менее, есть факторы, которые оказывают достаточно сильное влияние на вероятность возникновение аквапланирования.

  • Слишком большая скорость при преодолении водной преграды. Под водной преградой принято подразумевать любые лужи, образовавшиеся на дорожном покрытии. Как вы уже узнали, данная скорость называется критической.
  • Неровное дорожное покрытие. Как известно, образование луж свидетельствует о наличии неровностей на асфальтовом покрытии. Данный недостаток современных дорог становится второй причиной возникновения аквапланирования.
  • Недостаточная остаточная глубина протектора. Для удаления воды из канавок рисунка, необходим правильный рисунок, и достаточно большая глубина протектора. Чем выше этот параметр, тем меньше риск возникновения аквапланирования.
  • Неправильная настройка подвески автомобиля. Скорее всего, комментарии тут излишние, так как подвеска играет решающую роль в управляемости автомобиля.
  • Пониженное давление в шинах. Данный фактор тоже дает о себе знать.

подборка про аквапланирование

Как вы успели заметить, эффект аквапланирования не возникает сам по себе, а значит, основная причина данной проблемы – человеческий фактор. Самое время разобраться, как нужно управлять автомобилем, чтобы не столкнуться с данным явлением и что нужно предпринять, если вы все же потеряли контроль над машиной.

Как бороться с аквапланированием на дороге?

Так как в данной ситуации все зависит от водителя, то это значит, что данной проблемы можно и вовсе избежать, если придерживаться ряда простых правил.

Пожалуй, самое первое, что необходимо сделать, чтобы не допустить данной ситуации – это снизить скорость автомобиля перед преодолением небольших водных преград в виде луж. Опытным путем, многими экспертами было установлено, что появление аквапланирования можно наблюдать на скорости от 70 до  100 километров в час. Тем не менее, это не значит, что еще меньшая скорость движения убережет вас от беды.

Совсем не обязательно хорошо знать геометрию дорог своего города и судить о глубине лужи, потому как потерять управление можно и при преодолении на автомобиле неглубоких рек. В этом случае, передние колеса ударяются о водную пленку с такой силой, что руль может запросто выскользнуть из рук водителя, что может привести ко многим неприятностям. Поэтому руль необходимо держать в любом из двух положений: 10 и 2 или 9 и 3.

Другое правило, касаемо руля, гласит, что нельзя резко поворачивать руль в сторону заноса в попытке выровнять движение автомобиля. Дело в том, что изменение положения колеса приведет к внезапному изменению направления. Руль нужно вращать на небольшой угол и сразу же возвращать в исходное положение.  

Шины должны быть качественными и с минимальным износом. Рисунок протектора должен иметь специальные канавы, которые выталкивают воду из пятна контакта при движении на скорости. Опасной считается езда на шинах, износ которых достиг такой отметки, что рисунок протектора почти неразличим.

Сразу забудьте о резком торможении – это главная ошибка всех начинающих водителей. Эффект аквапланирования подобен управлению автомобилем на скользкой дороге, а это значит, что любое резкое торможение приводит к заносу автомобиля, что только усугубит ситуацию.

Тормозить нужно исключительно двигателем. Для этого нужно убрать ногу с газа и корректировать направление автомобиля рулем. Постепенно нажимать на тормоз нужно только в тот момент, когда колеса полностью окажутся на дорожном покрытии.

Помните, что новый диск сцепления стоит намного дешевле человеческой жизни.

Правильно настройте подвеску автомобиля. Если сделать это вы не в состоянии, отгоните автомобиль на соответствующий автомобильный сервис. Избегайте дешевых и некачественных услуг сотрудников СТО. Так вы сэкономите на повторной регулировке подвески и забудете о проблемах с положением колес на дорожном покрытии.

На деле же, все эти правила можно и не запоминать. Достаточно в таких погодных условиях держать соответствующий скоростной режим, и поддерживать автомобиль в исправном состоянии. 

Источник: https://VipWash.ru/avtolyubitelyu/akvaplanirovanie-avtomobilya-chto-eto-za-effekt

Что такое аквапланирование автомобиля? Причины возникновения и как избежать эффект аквапланирования

Аквапланирование — это очень опасное явление, возникающее при движении автомобиля по дорожному покрытию с присутствием водяного слоя (например, при проезде лужи), когда скорость автомобиля такова, что вода не успевает удаляться из-под пятна контакта шины с дорожным покрытием.

Вспомните, как в детстве вы пускали камешки по водной глади – при аквапланировании автомобиль уподобляется такому камешку, то есть он всплывает.

Даже при движении автомобиля по очень скользкому льду у шин сохраняется минимальное сцепление с поверхностью, а вот при аквапланировании такого сцепления нет вообще, соответственно автомобиль в этот момент абсолютно неуправляем и не реагирует ни на какие действия водителя. В этом и есть основная опасность аквапланирования.

Почему возникает такое явление?

Как показали исследования, перед катящимся по поверхности покрытой слоем воды колесом автомобиля, возникает водяной клин, то есть колесо буквально всплывает и машина движется как глиссер.

Конечно, не любой проезд автомобиля по луже закончится возникновением аквапланирования, ведь для этого нужны некоторые условия. Например, если даже скорость машины будет больше критической, то есть такой, при которой возможно возникновение аквапланирования, но лужа будет достаточно глубокой, то из-за сопротивления воды скорость быстро погасится и аквапланирование не возникнет.

Самые лучшие условия для возникновения аквапланирования, это высокая скорость машины и длинная лужа на асфальте, глубиной от трех до пяти сантиметров. Что касается скорости, то критической скоростью, при которой возникает это опасное явление, считается скорость более 70 км/ч., хотя на практике все зависит от многих разных факторов, таких как состояние дорожного покрытия, состояния шин, типа рисунка протектора, толщины водяного слоя, давления в шинах и т.д.

В некоторых случаях шина может «всплыть» даже при скорости 40 км/ч. Кстати, часто скорость с которой машина выезжает из лужи больше, чем скорость с которой она в лужу заехала.

Как избежать аквапланирование автомобиля

Чтобы избежать такой неприятной ситуации, как появление аквапланирования, нужно соблюдать некоторые правила при управлении автомобилем.

  • Во-первых, если вы недостаточно хорошо чувствуете автомобиль, ввиду малого опыта вождения, не ездите со скоростью 70 км/ч. и более.
  • Во-вторых, уменьшайте скорость заранее, перед прохождением поворотов и не въезжайте в поворот со скоростью более 90 км/ч, особенно если идет дождь.

Лужи проезжайте прямо, а лужи в повороте старайтесь объезжать или заранее сбрасывать скорость. Помните, от аквапланирования автомобиля при прохождении поворота, никаких контрмер не существует — надейтесь только на свое везение. В общем, на мокром асфальте будьте внимательны и осторожны.

1. Если вы «поймали» аквапланирование на прямом участке дороги и почувствовали, что руль стал «пустым», и «легким», не делайте никаких резких действий. Нужно плавно отпустить педаль газа (не отпускайте её резко) и снизив скорость продолжить движение.

Ни в коем случае не применяйте экстренного торможения, так как машину может закрутить. Когда скорость машины упадет, колеса вновь коснутся дорожного покрытия и управляемость автомобилем восстановится. В этот момент нужно фиксировать шины в прямолинейном направлении, крепко держа рулевое колесо, чтобы в момент касания шин дорожного покрытия автомобиль не «бросило» в сторону.

2. Особую опасность в плане возникновения аквапланирования представляет езда на шинах, с изношенным протектором. На таких шинах даже тончайшая пленка воды на асфальте может вызвать это явление. Также, широкие шины более подвержены возникновению аквапланирования, чем узкие.

Уменьшить риск возникновения аквапланирования могут специальные «дождевые» шины, имеющие направленное строение протектора (поэтому устанавливать их нужно только в соответствии с указанным на шине направлением вращения) и глубокие водоэвакуационные ламели.

Аквапланирование — видео:

Вот такие простые советы, помогут вам противостоять аквапланированию автомобиля. Удачи!

Источник: http://avto-i-avto.ru/vozhdenie-avto/chto-takoe-akvaplanirovanie-avtomobilya.html

Что такое аквапланирование и как его избежать?

Сегодня мы рассмотрим такое частое явление, которое может произойти абсолютно с любым автомобилем на дороге, как аквапланирование. Давайте узнаем, что означает этот термин, а также как это явление может влиять на ваш автомобиль. В том числе мы узнаем, что делать если ваша машина начала аквапланировать. 

К сожалению, в большинстве регионов нашей страны каждый год выпадает огромное количество осадков. Больше всего конечно эти осадки выпадают в виде дождей, ливня и града. Наибольшую опасность для всех автомобилистов представляет конечно дожди, которые приводят к образованию луж на дорогах. 

Лужи представляют угрозу не только двигателю автомобиля (например, из-за воды может произойти гидроудар двигателя), но могут стать причиной аквапланирования машины. 

Возможно вы имеете огромный стаж вождения и ниразу не сталкивались с аквапланированием автомобиля на дороге. Но это не означает что аквапланирование редкое явление и что с вашим автомобилем подобное никогда не произойдет.

Помните, что на дороге может произойти все что угодно. Даже маловероятные события. Так что вы должны быть готовы ко всему. В том числе и аквапланированию. Также вы должны знать, что делать в этом случае.

Что такое аквапланирование?

Аквапланирование — несмотря на сложное название довольно таки просто объяснить. Это такое явление, когда ваш автомобиль начинает терять сцепление с дорогой из-за слоя воды под колесами.

В тот момент, когда шины автомобиля перестают справляться с большим количеством воды, пятно контакта покрышек с дорожной поверхностью, начинает резко сужаться. В конечном итоге автомобиль может полностью потерять сцепление с дорогой. Это и называется аквапланирование.

При этом машина перестает реагировать на рулевое управление, на торможение и даже в некоторых случаях на ускорение. 

Почему так происходит и почему даже на новой резине автомобиль может саквапланировать на дороге? Напомним, что каждые шины имеют на поверхности специальный протектор, который предназначен для отвода воды при движении по мокрой и влажной поверхности. Этот отвод воды и создан для того чтобы предотвращать постоянное аквапланирование автомобиля на дороге.

Благодаря этому протектору для отвода влаги, вода в буквальном смысле рассекается и рассеивается, осушая участок дорожной поверхности, с которым взаимодействует покрышка.

Если же объём воды на дороге больше, чем может отвести протектор шин автомобиля, то под колесом образуется избыток воды. В результате автомобиль может потерять сцепление с дорогой, произойдет аквапланирования, после чего транспортное средство может стать полностью не управляемым.

Вот почему так важно следить за состоянием шин. Особенно за глубиной протектора. Ведь от состояния резины зависит ваша безопасность, безопасность пассажиров и других участников дорожного движения.

Вы должны помнить, что новые или неизношенные нормальные шины могут удалять достаточное количество воды чтобы в большинстве случаев избежать аквапланирования. Правда это касается только новых или слегка изношенных покрышек. Так, по данным экспертов новая летняя шина может всего за 7 секунд отвести (удалить) с дорожной поверхности стандартное ведро воды. Правда эта скорость отвода воды достигается при максимальной скорости вращения колеса, которая предусмотрена производителем покрышек.

Если протектор шин имеет недостаточную глубину (изношен), то под колесами во время дождя начинает образовываться избыток воды.

Вода под шинами может накапливаться и достигнуть критичной точки, когда пятно контакта покрышек с дорожной поверхностью сузится до опасного размера или полностью исчезнет.

В результате, под шинами может образоваться водная подушка, которая поднимет колеса над дорожным покрытием, и машина начнет аквапланировать из-за того, что шины полностью потеряют контакт с дорогой. 

Обычно, наиболее подвержены аквапланированию передние колеса, поскольку задние шины обычно взаимодействуют уже с более сухим асфальтом, после отвода воды передними шинами. Это означает что при аквапланировании автомобиль может потерять управляемость. В том числе при аквапланировании может значительно теряться эффективность тормозной системы, поскольку передние колеса при аквапланировании не смогут должным образом остановить машину.

В том числе, при аквапланировании на переднеприводных автомобилях не поможет и педаль газа, чтобы вывести машину из неуправляемого состояния, поскольку передние колеса, куда передается крутящий момент, не смогут ускорить машину из-за отсутствия контакта с дорожной поверхностью.

Также могут потерять сцепление с дорогой и управляемость заднеприводные и полноприводные автомобили. Например, когда все четыре колеса потеряют контакт с дорожным покрытием из-за водной подушки, которая может образоваться под колесами.

Что делать, если произошло аквапланирование?

И так, представьте. Вы едете по дороге, впереди видите большую лужу и не снижая скорости заезжаете в воду. В этот момент предположим, что ваш автомобиль начинает аквапланировать.

Как понять, что ваша машина потеряла контакт с дорожной поверхности и начала аквапланировать? Для тех, кто не знаком с этим и никогда не попадал в аквапланирование в первые секунды будет тяжело разобраться что произошло с машиной, но тем не менее даже новичок поймет спустя несколько секунд, что машина начала аквапланировать. Правда желательно это понять сразу, поскольку от этого будет зависеть сможете ли вывести авто из аквапланирования. 

Как же распознать в первую секунду что ваша машина начала аквапланировать? Во-первых, при аквапланировании как правило резко возрастают обороты двигателя (из-за снижения сопротивления необходимого для вращения колес). Во-вторых, рулевое колесо становится легче (опять же из-за уменьшения усилия требуемого для поворота колес). 

Что делать в этой ситуации?

Как и во многих опасных ситуациях самое худшее что вы можете сделать за рулем, это запаниковать. Например, при аквапланировании самой частой ошибкой водителей являются неадекватные действия. Например, торможение или попытка резко дернуть рулевое колесо, с целью вернуть машине траекторию движения.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Gdi двигатель что это такое

Но помните, что как правило автомобиль начинает аквапланировать из-за того, что передние колеса потеряли контакт с дорожной поверхностью, поэтому торможение или рулевое управление будут малоэффективны для восстановления управляемости машины.  

Вот что вы должны сделать при аквапланировании:

— Если вы используете круиз-контроль, то при первых же признаках аквапланирования выключите его

— Не нажимайте педаль тормоза, поскольку это может привести к заносу машины

— Плавно и медленно отпустите педаль газа. Поскольку тормоза и рулевое управление при аквапланировании не помогут, вам ничего не остается делать, как снизить обороты двигателя, плавно отпустив педаль газа, для того чтобы автомобиль начал замедляться естественным образом. Также ни в коем случае не стоит при аквапланировании нажимать педаль газа, добавляя обороты двигателю, поскольку это только усугубит аквапланирование и возможно приведет к заносу

— По мере снижения скорости автомобиля, осторожно проверьте стало ли рулевое колесо тяжелее (жестче). Если да, то осторожно и медленно начинайте тормозить, нажав педаль тормоза. Если рулевое колесо намного легче чем при нормальной ситуации, то не поворачиваете его и не начинайте торможение, поскольку это означает что колеса автомобиля еще не имеют необходимого пятна контакта с дорожной поверхностью

— Помните, что только плавные и последовательные действия за рулем помогут вам восстановить контроль над машиной после аквапланирования

— К сожалению, вышеописанные действия возможны только если вы двигаетесь на небольшой скорости и у вас будет время медленно и плавно восстановить контроль над машиной. Но чаще всего аквапланирование происходит на большой скорости и в самый неподходящий момент. Например, перед поворотом. В этом случае вам придется попытаться остановить машину нажимая плавно педаль тормоза и корректируя движение автомобиля с помощью рулевого колеса (если конечно это будет возможно).

Но и в этом случае вы должны держать себя в руках и не паниковать. То есть ни в коем случае не делайте резких движений рулевым колесом и не нажимайте резко педаль тормоза. Все движения должны быть плавными и медленными. 

Как избежать аквапланирования автомобиля?

Когда ваш автомобиль начинает аквапланировать, то вы в большинстве случаев из водителя фактически превращаетесь в пассажира, поскольку перестаете контролировать автомобиль в буквальном смысле. Поэтому лучший способ действий- это предотвратить аквапланирование. 

Есть несколько золотых правил, которые следует соблюдать чтобы уменьшить риск аквапланирования автомобиля во время движения.

Во-первых, всегда учитывайте дорожные условия. Если на дороге, например, вы увидите большую лужу или пошел сильный ливень обязательно снизьте скорость автомобиля. Во время дождя вы также должны избегать движения по затопленным участкам дороги. Особенно по глубокой колее, где обычно скапливается много воды.

Снижая скорость, вы даете шинам автомобиля больше возможности для отвода воды и сохранения пятна контакта. Помните, что чем медленней движется машина, тем меньше накапливается избыточной воды под колесами. Соответственно снизив скорость вы по сути увеличиваете пятно контакта шин с дорогой. 

Конечно, чтобы избежать аквапланирования автомобиля вы также должны следить за состоянием покрышек. Изношенные или поврежденные шины менее эффективны при рассеивании воды с дорожной поверхности. Поэтому в случае если глубина протектора шин не соответствует установленной минимальной норме, вы должны заменить покрышки на новые, иначе существует огромный риск аквапланирования.

Источник: http://www.1gai.ru/baza-znaniy/519281-chto-takoe-akvaplanirovanie-i-kak-ego-izbezhat.html

Что такое аквапланирование

Многие автомобилисты слышали об аквапланировании. Кто-то даже испытал этот эффект, управляя своим авто. В чём может быть опасность, как избежать, и как себя вести при возникновении такой ситуации?

Аквапланирование — это эффект, который может возникать при движении машины по дороге, покрытой водой (например по луже). Когда транспортное средство движется по такой поверхности с определённой скоростью, то образуется гидродинамический клин. Этот эффект немного отрывает покрышки от твёрдой поверхности дороги и машина движется как глиссер.

Для возникновения эффекта аквапланирования нужны некоторые условия: большая скорость и длинная лужа (глубиной от 3 — 5 см). Считается, что эффект возникает на скорости более 70 км/ч.

На практике это зависит от различных параметров, например: состояния покрышек, дорожного покрытия, толщины водяной плёнки, вида рисунка протектора, давления в колёсах.

Однако не стоит путать аквапланирование со скольжением, это разные ситуации. Поведение транспортного средства, действия автолюбителя и показатели сцепления существенно отличаются.

При скольжении есть минимальное сцепление колёс с поверхностью, а при глиссировании нет. В такой момент автомобиль почти неуправляем и никак не будет реагировать на действия человека.

Водитель в этой ситуации практически беспомощен. Поворачивать руль бесполезно и даже небезопасно, так как может произойти занос авто с дальнейшим выездом на встречную полосу.

Советы как избежать

Чтобы избежать аквапланирования, необходимо придерживаться некоторых правил:

  • если вы неопытный водитель, то придерживайтесь скоростного режима не более 70 км/ч. Чем медленнее будете ехать, тем в большей безопасности вы находитесь;
  • снижайте скорость заблаговременно, перед проездом поворотов. Не въезжайте в них со скоростью более, чем 90 км/ч. Будьте особенно внимательны в дождливую погоду;
  • выбирайте правильно покрышки. Приобретайте узкие шины с узором «ёлочка» или пометкой «aqua», «water» или «rain»;
  • следите за состоянием протектора шин. Если он износится наполовину, то сопротивляемость эффекту аквапланирования упадёт на 70%;
  • контролируйте давление в покрышках;
  • своевременно меняйте резину в зависимости от сезона;
  • проверяйте состояние подвески и амортизаторов;
  • оценивайте состояние дорог во время движения. Ровные дороги больше предрасположены к аквапланированию. Вода по ним распространяется равномерно на больших площадях. А также опасны дороги, имеющие глубокую колею;
  • тормозите до водной помехи.

Лужи проезжайте прямо. Руль держите прямо. Это поможет предупредить занос, когда одно из колёс заедет на сухой участок.

Если лужи находятся в повороте, постарайтесь их объехать или сбросить скорость. Имейте в виду, что от аквапланирования машины при проезде поворота нет никаких мер.

Будьте предельно осторожны, если едете по мокрой дороге.

Что делать, если машина стала неуправляемой

При возникновении аквапланирования водителю нужно сделать всё возможное, чтобы не попасть в занос. Для этого следует соблюдать два главных правила. Держите руль прямо и избегайте маневрирования.

Опытные автолюбители для вывода авто из заноса выработали, на уровне рефлексов, работу рулевым колесом, но в случае аквапланирования это может только ухудшить ситуацию. Приложите все усилия, чтобы руль остался в таком положении, в каком он был до начала скольжения.

Торможение осуществляйте двигателем. При возникновении угрожающей ситуации не нажимайте педаль тормоза. Иначе занос обеспечен. Полностью уберите ногу с педали газа и позвольте машине самостоятельно снизить скорость. Если автомобиль заднеприводный, использование тормоза допускается. Но всё равно действовать нужно аккуратно.

Важно сохранять спокойствие, нельзя паниковать, совершать резкие движения рулём, жать на все педали и переключать скорость.

Теперь вы знаете, как вести себя в случае возникновения аквапланирования и будете чувствовать себя за рулём уверенно при любых погодных условиях.

Источник: https://vazweb.ru/sovet/akvaplanirovanie.html

Аквапланирование автомобиля

Во время дождя ситуация на городских и загородных дорогах становится опаснее. И дело не только в том, что потоки воды ухудшают видимость. Есть еще такое явление как аквапланирование, из-за которого произошла не одна авария.

Что такое эффект аквапланирования

При движении автомобиля шины и дорожное полотно соприкасаются друг с другом, создавая так называемое «пятно контакта». Эффект аквапланирования возникает тогда, когда между шиной и дорогой нет контакта, а между ними находится водная пленка. В этом случае автомобиль практически неуправляем, причем практически любые действия приводят только к ухудшению ситуации, а не к ее исправлению.

Эффект аквапланирования

Как и отчего возникает аквапланирование

При движении по мокрой дороге шины выталкивают воду из-под себя, образуя пятно контакта с дорогой. Вода перед колесами автомобиля образует валик, который хорошо видно пешеходам. При определенных условиях шины не справляются с отведением воды и контакт с дорожным полотном теряется, машину «ведет», она не слушается руля.

Аквапланирование шин возникает при движении по мокрой дороге на высокой скорости

Причин возникновения аквапланирования довольно много. Во-первых, это скорость. При большой скорости даже незначительное количество воды на дороге может вызвать потерю контакта с дорожным полотном. Потому в дождь или на мокрой дороге лучше ехать на умеренных скоростях. Тем более по хорошей дороге. Потому как гладкий асфальт может стать еще одной причиной появления аквапланирования.  На такой дороге даже небольшая пленка воды сильно уменьшает сцепление с дорогой.

В-третьих, изношенные шины и малая глубина протекторов также часто приводят к тому, что вода из-под колес не уходит. Если вы едете на лысой резине, в дождь снижайте скорость и обязательно тормозите перед лужами.

Четвертая причина также связана с шинами: неправильное давление в них также может привести к аквапланированию. Специалисты утверждают, что на проявление этого эффекта также влияет состояние подвески.

Если она изношена на 50%, то возможность появления между колесами и дорожным полотном воды увеличивается в несколько раз.

Устойчивость к аквапланированию проверяют на полигоне. О том, как проявляет себя эффект аквапланирования в зависимости от высоты протектора, можно увидеть в видео.

Как проявляет себя эффект аквапланирования

Информирован – значит,  вооружен, и, зная, как ощущается машина, когда она «поплыла», вы сможете адекватно отреагировать и вернуть контроль над ситуацией. Поведение машины при аквапланировании зависит от привода. Иногда появляется ощущение, будто снижается скорость и кто-то держит автомобиль сзади – так проявляется сопротивление воды. Обычно это происходит, если на большой скорости влететь в приличной глубины лужу.

Влетев в лужу вы можете почувствовать, что машина «поплыла»

Причем на переднеприводных авто часто при попытке торможения на мокрой дороге начинается вращение. Если ведущие колеса задние, то при аквапланировании руль становится мягким, но как бы вы не крутили его, машина никак не реагирует.

Как действовать при возникновении эффекта аквапланирования

Первая реакция, которая возникает при потере управления, —  ударить по тормозам. Но любое нажатие на тормоз, если машина потеряла контакт с дорогой, приводит к ухудшению ситуации и авто может закрутить. Так что первое что делаем – убираем ногу с педали газа.

Как рассчитать скорость при аквапланирование пока нет точной формулы

Снижение скорости может восстановить контроль, но делать это нужно только при помощи мотора. Потихоньку снижая обороты, уменьшайте скорость. Крутить рулем не нужно. Колеса будут менять направление, но на направлении движения это никак не отразится.  А вот при появлении пятна контакта, если руль у вас вывернут, машину может снова занести.

Если у вас переднеприводный автомобиль и вы заметили, что зад начинает «подплывать»,  небольшое увеличение скорости может вытащить машину из планирования на воде.

Но такое решение доступно для опытных водителей и тех, которые хорошо чувствуют машину и  не теряют головы в экстренных ситуациях.

Если к таким людям вас отнести тяжело, снимаете ногу с педали газа, крепко держите двумя руками руль и не крутите его, дожидаясь пока мотор скинет обороты. Не тормозите. Этим вы спровоцируете занос. Вот и все действия.

Собственно само явление аквапланирования явление не смертельное, но опасное, если водитель впал в панику. А чтобы такая неприятность с вами не случилась, достаточно ездить в дождь на невысокой скорости и притормаживать вовремя перед лужами, следить за шинами и давлением в них.

Источник: https://avtofirst.ru/akvaplanirovanie-avtomobilya.html

Аквапланирование автомобиля, что это такое, из за чего возникает аквапланирование

22.03.2019

SkodaKodiaq.club

Аквапланирование автомобиля

Вероятно, многие из вас испытывали ухудшение устойчивости автомобиля при движении по луже на более высокой скорости. Испытывали многие, но далеко не все знают, что называется это аквапланирование. Нынешняя ситуация за окном – осадки, снег, быстрые перемены погоды – определенно благоприятствует этому явлению. Узнайте, что понимается под понятием «аквапланирование» и как себя вести, если это случится с нами.

Что такое аквапланирование?

Аквапланирование, когда между шиной транспортного средства и поверхностью возникает слой воды – тогда протектор не может его слить, и автомобиль как бы «плывет», теряя сцепление с дорогой, что приводит к потере контроля над транспортным средством и создает большую угрозу.

Аквапланирование – инфографика

Что делать, когда наступает аквапланирование и мы теряем контроль над машиной?

Следует помнить, что в случае этого явления мы полностью теряем контроль над автомобилем, и сильные отражения на руле не помогут. Это может даже ухудшить ситуацию, потому что когда мы восстановим сцепление с дорогой, мы не сможем управлять машиной. Ошибочным поведением также является быстрое торможение – мы должны позволить машине естественным образом терять скорость.

Можно ли защититься от этого явления?

Риск возникновения аквапланирования увеличивается с увеличением скорости, с которой движется транспортное средство, влажностью и состоянием поверхности.

Прежде всего необходимо позаботиться о состоянии шин, регулярно проверять их давление и контролировать износ протектора. Это минимизирует риск на целых 30%. Ограничивайте скорость во влажных условиях, особенно на неровных и поврежденных дорогах. Чем выше скорость автомобиля, тем больше давление под шиной и, следовательно, тем выше вероятность потери контроля над автомобилем.

Дзен Автомобильный Гуру

Источник: https://skodakodiaq.club/chto-takoe-akvaplanirovanie-i-kak-s-nim-borotsya/

Что такое аквапланирование автомобиля и что с этим делать? — Чини Машину!

Сегодня мы рассмотрим такое частое явление, которое может произойти абсолютно с любым автомобилем на дороге, как аквапланирование. Давайте узнаем, что означает этот термин, а также как это явление может влиять на ваш автомобиль. В том числе мы узнаем, что делать если ваша машина начала аквапланировать. 

К сожалению, в большинстве регионов нашей страны каждый год выпадает огромное количество осадков. Больше всего конечно эти осадки выпадают в виде дождей, ливня и града. Наибольшую опасность для всех автомобилистов представляет конечно дожди, которые приводят к образованию луж на дорогах. 

Лужи представляют угрозу не только двигателю автомобиля (например, из-за воды может произойти гидроудар двигателя), но могут стать причиной аквапланирования машины. 

Возможно вы имеете огромный стаж вождения и ниразу не сталкивались с аквапланированием автомобиля на дороге. Но это не означает что аквапланирование редкое явление и что с вашим автомобилем подобное никогда не произойдет.

Помните, что на дороге может произойти все что угодно. Даже маловероятные события. Так что вы должны быть готовы ко всему. В том числе и аквапланированию. Также вы должны знать, что делать в этом случае.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Авто-мастер
Как снять обшивку двери хендай акцент

Закрыть