Что такое тормозная жидкость

Типы и свойства тормозной жидкости, совместимость. Как заменить

что такое тормозная жидкость

22.02.2015

Все о тормозной жидкости. Виды, совместимость, замена

Надежная работа тормозной системы безусловно важна для безопасности езды на автомобиле, поэтому к качеству и соответствию тормозной жидкости предъявляются особые требования. Но даже если она качественная и выбрана правильно, со временем ее свойства все-рано ухудшатся в процессе эксплуатации, поэтому обязательно нужно соблюдать правильную периодичность замены, предусмотренную производителем.

При нажатии педали тормоза усилие передается с помощью гидравлического привода  на колесные тормозные механизмы, замедляющие автомобиль благодаря силам трения. Если при этом тормозная жидкость может нагреться выше допустимого предела, закипеть и образоваться паровые пробки.

Смесь жидкости и паров будет сжиматься, поэтому может «провалиться» педаль тормоза  и торможение будет ненадежным, могут возникнуть отказы. Чтобы такое явление исключить в гидроприводах используются специальные жидкости для гидроприводов тормозной системы. Их классифицируют по температуре закипания и вязкости по нормам DOT (Department of Transportation), принятым министерством транспорта США.

При этом учитывается температура кипения жидкости без примесей влаги (сухой), и содержащей до 3,5% воды. Вязкости — два показателя при температуре +100°C и –40°C. Смотрите таблицу ниже, где эти показатели представлены (соответствуют американскому федеральному стандарту). Сходные требования предъявляются и другими, международными и национальными стандартами, – ISO 4925, SAE J1703 и другие.

В России единого стандарта, регламентирующего показатели качества тормозных жидкостей, не существует, поэтому производители работают по своим техническим условиям.

Применение различных классов тормозных жидкостей:

— DOT 3 – на относительно тихоходных автомобилях с тормозами барабанного типа или передними дисковыми;- DOT 4 – на современных быстроходных автомобилях с дисковыми тормозами на всех колесах;

— DOT 5.1 – на спортивных автомобилях, с более значительными тепловыми нагрузками. Жидкости этого класса на обычных автомобилях практически не применяются.

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Кроме основных показателей, температура кипения и величина вязкости, к тормозным жидкостям предъявляются и другие, не менее важные требования.

 Жидкость не должна вредить резиновым деталям автомобиля.

 Между поршнями гидропривода тормозов и цилиндрами есть резиновые манжеты, герметичность которых повышается под воздействием тормозной жидкости. Резиновые соединения при этом увеличиваются в объеме, допускается расширение до 10%. Они не должны слишком набухать, давать усадку, терять в эластичности и прочности.

Тормозная жидкость должна защищать металлы от коррозии.

 Металлические узлы гидропривода тормозов могут подвергаться электрохимической коррозии. Чтобы предотвратить этот процесс в тормозную жидкость обязательно добавляют ингибиторы коррозии, призванные защищать стальные, чугунные, алюминиевые, латунные и медные детали.

Смазывание трущихся деталей.

Тормозная жидкость должна обладать смазывающими свойствами, чтобы уменьшить износ рабочих поверхностей тормозных цилиндров, поршней и манжетных уплотнений.

Стабильность при низких и высоких температурах.

Тормозные жидкости работают в интервале температур от -40 до +100°C. В этих температурных пределах жидкость должна сохранять свойства, предусмотренные производителем, с какой-то степенью колебания, противостоять окислительным процессам, расслаиванию, образованию осадков и отложений.

Виды и совместимость тормозных жидкостей

Тормозные жидкости бывают на минеральной, гликолевой и силиконовой основе (составляет около 93-98%), с различными добавками, присадками, красителями.

Минеральная основа представляет собой смеси в пропорции 1:1 спирта, к примеру бутилового, и касторового масла. Такая жидкость имеет хорошие смазывающие и защитные свойства, негигроскопична, не повреждает лакокрасочное покрытие. Но имеет существенные недостатки, не позволяющие ей соответствовать международным стандартам.

Тормозная жидкость на минеральной основе имеет низкую температуру кипения, не допускается ее применение на автомобилях с дисковыми тормозами, и слишком высокую вязкость уже при температуре  -20°С.
Не допускается смешивание минеральных и гликолевых жидкостей.

Это может привести к чрезмерному набуханию резиновых манжет гидропривода и образованию сгустков касторового масла.

Гликолевые тормозные жидкости — на основе полигликолей и их эфиров – группы химических соединений многоатомных спиртов. Отличаются высокой температурой кипения, хорошей вязкостью и неплохими смазывающими свойствами. Основной недостаток — гигроскопичность, т.е.

свойство забирать влагу из воздуха  через компенсационное отверстие в крышке бачка главного тормозного цилиндра. Насыщение влагой снижает температуру кипения гликолевой жидкости, увеличивает вязкость при низких температурах, снижает смазывающие качества и свойство противодействовать коррозии.

Все гликолевые жидкости, как и импортные, так и отечественного производства, классов DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 взаимозаменяемы, их допускается смешивать, но это не рекомендуется. Это может привести к ухудшению их основных свойств.

На достаточно старых автомобилях, возрастом более 20 лет, резиновые манжеты могут быть несовместимы с гликолем. Здесь можно использовать только минеральные тормозные жидкости, иначе это приведет к разрушению манжет.

Силиконовые тормозные жидкости изготавливаются на основе кремний-органических полимерных продуктов. Основные преимущества: вязкость практически не зависит от температуры, инертна к различным материалам, работоспособна в диапазоне температур от –100 до +350°С,  влагу из воздуха не забирают.

Но при всех плюсах, такие жидкости имеют слабые смазывающие свойства, что ограничивает их применение. Силиконовые жидкости с другими не смешиваются.Жидкости на силиконовой основе класса DOT 5 следует отличать от полигликолевых DOT 5.1, похожесть наименований может привести к путанице.

Обычно на упаковке дополнительно обозначают:ДОТ 5 – SBBF («silicon based brake fluids» — силиконовая тормозная жидкость).

DOT 5.1 – NSBBF («non silicon based brake fluids» — не силиконовая).

Проверка и замена

На современных автомобилях в основном применяются гликолевые тормозные жидкости, которые имеют целый ряд преимуществ. Но, к сожалению, за год гликоль заберет из воздуха до 2-3% влаги, и жидкость приходится периодически менять, причем заблаговременно, пока она стала представлять опасности для надежной работы тормозной системы. (см. рис). Периоды замены обычно указывают в инструкции по эксплуатации автомобиля, которые составляют от 1 до 3 лет.

Дать объективную оценку свойствам тормозной жидкости можно только в лабораторных условиях, поэтому для экономии времени состояние тормозной жидкости оценивается визуально. Оценивается ее прозрачность, однородность, отсутствие осадка. Есть также приборы для определения температуры кипения тормозной жидкости и степени ее увлажнения.

Поскольку жидкость в системе не циркулирует, то ее состояние в бачке (месте проверки) может отличаться от той, что находится в колесных цилиндрах. В бачке она может набирать влагу из воздуха, а в тормозных механизмах — нет. Но там жидкость нагревается сильнее, иногда чрезмерно, и ее свойства могут ухудшиться.

Если просто добавлять новую тормозную жидкость при прокачке системы после ремонтных работ, то ситуацию это практически не исправит, значительная часть объема не поменяется.
Жидкость нужно менять полностью. Последовательность и особенности замены тормозной жидкости, например при прокачке с работающим двигателем, зависит от конструкции тормозной системы (тип усилителя, наличие антиблокировочных устройств и т.д.). Такую информацию можно найти в руководстве по эксплуатации автомобиля.

На автомобилях отечественного производства замена тормозной жидкости производится следующим образом:

Способ 1. Полностью сливается старая жидкость путем открытия всех клапанов (штуцеров) выпуска воздуха из гидропривода тормозов. Затем бачок заполняется новой  жидкостью и, нажимая на педаль тормоза, закачивают ее внутрь системы.

Клапаны при этом нужно последовательно закрывать при появлении из них жидкости. Затем нужно удалить воздух из каждого контура гидропривода («прокачка» тормозов). При использовании такого способа новая жидкость со старой не смешивается.

Часть вышедшей при прокачке новой жидкости можно применить снова, предварительно дав ей отстояться и произведя фильтрацию.

Примечание. Перед заменой на каждый клапан надевается отводящий шланг, другой конец которого опускается в подходящую емкость. Таким образом можно предотвратить  повреждение шин и лакокрасочного покрытия на деталях подвески, тормозов вытекающей тормозной жидкостью.

Способ 2. Постоянно доливая в бачок главного цилиндра свежую жидкость, прокачивается по очереди каждый контур, вытесняя таким образом старую жидкость и не допуская осушения системы в целом. Так делают до тех пор, пока из клапана не появится новая жидкость.

Плюс этого способа в том, что воздух в гидропривод не попадает, что делает ненужной контрольную прокачку. Но при этом не исключается, что в системе останется часть старой жидкости.

Кроме того, потребуется большее количество свежей жидкости, чем при первом способе, так как  большая ее часть, удаленная из гидропривода, смешивается со старой и становится непригодной для дальнейшего использования.

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ТОРМОЗНОЙ ЖИДКОСТЬЮ

Любая тормозная жидкость, независимо от типа, хранится только в герметичных емкостях, без контакта с воздухом, для предотвращения ее окисления, набора влаги и испарения.
Следует помнить, что тормозная жидкость, как правило, горючая или легковоспламеняющаяся. Строго запрещается при работе с ней курить.

Она ядовита, при попадании в организм, даже 100 мл, может привести к летальному исходу. Обычно тормозная жидкость пахнет спиртом, и ее можно легко перепутать с алкогольным напитком. Если вы случайно заглотнули жидкости, например при откачивании из бачка главного цилиндра, следует немедленно промыть желудок. При попадании в глаза — обильно промойте их струей воды.

В любом случае при таких ситуациях нужно обратиться к врачу.

Источник: http://AvtoVolop.ru/publ/gsm_avtozhidkosti/vse_o_tormoznoj_zhidkosti_vidy_sovmestimost_zamena/4-1-0-70

Классификация и описание тормозной жидкости DOT

что такое тормозная жидкость

Тормозная жидкость представляет собой специальное вещество, которое заполняет тормозную систему автомобиля и играет в ее работе важнейшую роль. Она передает усилие от нажатия на педаль тормоза через гидропривод к тормозным механизмам, за счет чего происходит торможение и остановка транспортного средства. Поддержание необходимого количества и соответствующего качества тормозной жидкости в системе является залогом безопасного движения.

Назначение и требования, предъявляемые к тормозным жидкостям

Основное предназначение тормозной жидкости – передача усилия от главного тормозного цилиндра к тормозным механизмам на колесах.

Тормозная жидкость

Стабильность торможения автомобиля также напрямую связана с качеством тормозной жидкости. Она должна отвечать всем основным требованиям, предъявляемым к ним. Дополнительно следует обращать внимание на производителя жидкости.

Основные требования, предъявляемые к тормозным жидкостям:

  1. Высокая температура кипения. Чем она выше, тем меньше вероятность образования пузырьков воздуха в жидкости и, как следствие, снижение передаваемого усилия.
  2. Низкая температура замерзания.
  3. Жидкость должна сохранять стабильность своих свойств в течение всего срока своей службы.
  4. Малая гигроскопичность (для гликолевых основ). Наличие влаги в жидкости может привести к коррозии элементов тормозной системы. Поэтому жидкость должна обладать таким свойством, как минимальная гигроскопичность. Другими словами, она должна как можно меньше поглощать влагу. Для этого в нее добавляют ингибиторы коррозии, защищающие элементы системы от последней. Это относится к жидкостям на гликолевой основе.
  5. Смазывающие свойства: для уменьшения износа деталей тормозной системы.
  6. Отсутствие вредного воздействия на резиновые детали (уплотнительные кольца, манжеты и т.д.).

Состав тормозной жидкости

Тормозная жидкость состоит из основы и различных примесей (присадок). Основа составляет до 98% состава жидкости и представлена полигликолем или силиконом. В большинстве случаев используется полигликоль.

В качестве присадок выступают эфиры, препятствующие окислению жидкости кислородом воздуха и при сильном нагреве. Также присадки защищают детали от коррозии и обладают смазочными свойствами. Комбинирование составляющих тормозной жидкости определяет ее свойства.

Смешивать жидкости можно только в том случае, если они состоят из одной основы. В противном случае, основные эксплуатационные характеристики вещества ухудшатся, что может привести к повреждению элементов тормозной системы.

Классификация тормозных жидкостей

Тормозные жидкости подразделяются на несколько типов. В основе классификации лежит температура кипения жидкости и ее кинематическая вязкость по нормам DOT (Department of Transportation). Эти нормы приняты министерством транспорта США.

Кинематическая вязкость отвечает за способность жидкости циркулировать в магистрали тормозной системы при крайних рабочих температурах (от -40 до +100 градусов Цельсия).

Температура кипения отвечает за предупреждение образования паровой «пробки», образующейся при высоких температурах. Последняя может привести к тому, что педаль тормоза не сработает в нужный момент. По показателю температуры обычно учитывается температура кипения «сухой» (без примесей воды) и «увлажненной» жидкости. Доля воды в «увлажненной» жидкости составляет до 4%.

Классификация тормозных жидкостей

Существует четыре класса тормозных жидкостей: DOT 3, DOT 4, DOT 5, DOT 5.1.

  1. DOT 3 выдерживает температуру: 205 градусов – для «сухой» жидкости и 140 градусов – для «увлажненной». Эти жидкости применяются при обычных условиях эксплуатации в автомобилях с тормозами барабанного или дискового типа.
  2. DOT 4 применяется на автотранспорте с дисковыми тормозами в условиях городского движения (режим «разгон-торможение»). Температура кипения здесь будет составлять 230 градусов – для «сухой» жидкости и 155 градусов – для «увлажненной». Данная жидкость наиболее распространена на современных автомобилях.
  3. DOT 5 производится на основе силикона и она несовместима с остальными видами жидкостей. Температура кипения для такой жидкости будет 260 и 180 градусов соответственно. Эта жидкость не разъедает краску и не поглощает воду. На серийных автомобилях, как правило, она не применяется. Ее обычно применяют на спецтранспорте, работающем в условиях экстремальных для тормозной системы температур.
  4. DOT 5.1 применяется на спортивных автомобилях и обладает той же температурой кипения, что и DOT 5.

Кинематическая вязкость всех типов жидкостей при температуре +100 градусов составляет не более 1,5 кв. мм/с., а при -40 – она разнится. Для первого типа это значение составит 1500 мм2/с, для второго – 1800 мм2/с, для последних — 900 мм2/с.

Что касается преимуществ и недостатков каждого из типов жидкости, то можно выделить следующие:

  • чем ниже класс, тем ниже стоимость;
  • чем ниже класс, тем выше гигроскопичность;
  • воздействие на резиновые детали: DOT 3 разъедает резиновые элементы, а жидкости DOT 1 уже полностью совместимы с ними.

При выборе тормозной жидкости автовладельцу необходимо следовать инструкциям производителя.

Особенности эксплуатации и замены тормозной жидкости

Эксплуатация тормозной жидкости

Как часто менять тормозную жидкость? Срок эксплуатации жидкости устанавливает автопроизводитель. Замена тормозной жидкости должна производиться вовремя. Не стоит дожидаться, пока ее состояние приблизится к критическому.

Визуально определить состояние вещества можно по его внешнему виду. Тормозная жидкость должна быть однородной, прозрачной и без осадка. Кроме того, в автосервисах оценивают температуру кипения жидкости специальными индикаторами.

Необходимый срок для осмотра состояния жидкости – один раз в год. Полигликолевую жидкость нужно менять раз в два-три года, а силиконовую – раз в десять-пятнадцать лет. Последняя отличается долговечностью и химическим составом, устойчивым к внешним факторам.

Заключение

К качеству и составу тормозной жидкости предъявляются особые требования, так как именно от нее зависит надежная работа тормозной системы. Но даже качественная тормозная жидкость с течением времени имеет свойство ухудшаться. Поэтому необходимо вовремя ее проверять и менять.

(11 4,82 из 5)

Вам также может понравиться

Источник: https://TechAutoPort.ru/hodovaya-chast/tormoznaya-sistema/tormoznaya-zhidkost.html

Классификация тормозной жидкости

что такое тормозная жидкость

Сразу же хочется отметить, что в России нет единого государственного или отраслевого стандарта, регламентирующего показатели качества тормозных жидкостей.

Отечественные изготовители работают по собственным техническим условиям, ориентируясь на нормы, принятые в США и странах Западной Европы (стандарты SAE J-1703, ISO (DIN) 4925 и FMVSS №116).

Жидкости классифицируют по температуре кипения и вязкости, остальные их свойства близки. Какую ТЖ нужно применять в автомобиле, решает его изготовитель. Принято классифицировать по температуре кипения и по вязкости в соответствии с нормами DOT — Department of Transportation (Министерство транспорта, США). Исключение составляют разве что гидравлические тормоза фирм Shimano и Tektro, где в качестве жидкости используется минеральное масло собственной марки.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Дастер или степвей что лучше

Различают температуру кипения «сухой» жидкости, не содержащей воды и «увлажненной» — с содержанием воды 3,5%. Вязкость определяют при двух значениях температуры: +100°C и -40°C. Эти показатели, соответствующие американскому федеральному стандарту по безопасности автомобилей FMVSS № 116.

Сходные требования содержат другие международные и национальные стандарты — ISO 4925, SAE J-1703 и т.д.

В зависимости от технических показателей, по стандарту DOT, все тормозные жидкости делятся на классы: DOT 3, DOT 4, DOT 4 CLASS 6, DOT 5, DOT 5.1, DOT 5.1/ABS. Всего три параметра регламентируют соответствие определенному классу DOT:

  • температура кипения «сухой» жидкости;
  • температура кипения «увлажненной» жидкости;
  • вязкость при минус 40°С.

DOT 3 — для относительно тихоходных автомобилей с барабанными тормозами или дисковыми передними тормозами. Жидкости класса DOT 3 считаются устаревшими, так как были рассчитаны на эксплуатацию в ненагруженных тормозных системах автомобилей. При их разработке учитывалось, что они будут использоваться в тихоходных автомобилях с дисковыми и (или) барабанными исполнительными механизмами.

DOT 4 — тормозные жидкости с улучшенными эксплуатационными характеристиками для современных быстроходных автомобилей с повышенными динамическими качествами, преимущественно с диcковыми тормозами на всех колесах.

DOT 4 CLASS 6 — стандарт введен в 2005 году для электронно-управляемых тормозных систем нового поколения (ABS).

Сравнивая требования различных стандартов качества, видно существенное ужесточение требований к тормозным жидкостям, предназначенным для систем ABS, более чем в 2 раза по вязкости при отрицательных температурах окружающего воздуха (минус 40 °С).

 В настоящее время тормозные жидкости, соответствующие данному стандарту, используются на конвейерах международных автопроизводителей.

DOT 5 — изготавливаются на основе кремний-органических полимерных продуктов (силиконов).

 Используют, в основном, на автомобилях, которые эксплуатируются в тяжелых режимах с частыми разгонами и интенсивными торможениями, во время которых в тормозной системе автомобиля возникают повышенные динамические и температурные нагрузки.

Ее преимущества: не разъедает краску; не поглощает воду и может быть полезна там, где обводненность является проблемой; является совместимой с любыми резиновыми уплотнителями. Недостатки: DOT 5 нельзя смешивать с тормозными жидкостями на другой основе.

DOT 5.1 — для дорожных спортивных автомобилей, где тепловые нагрузки на тормоза значительно выше. Имеет более высокую точку кипения, как начальную, так и конечную, и обеспечивает превосходную работу по сравнению с DOT 3 или DOT 4.

Примечание: Маркировка тормозной жидкости DOT 5.1 не имеет никакого отношения к марке DOT 5, и это является, скорее всего, исключением из здравого смысла американцев в рамках стандарта.

DOT 5.1/ABS — предназначены специально для машин с системой антиблокировки колёс, в состав которого входят как гликолевые, так и силиконовые соединения, делающие эту жидкость несовместимой ни с одной, ни с другой.

Полный свод требований к составу и параметрам тормозных жидкостей изложен в национальных технических стандартах, большинство из которых разработано на основе американских отраслевых норм SAE J-1703 и требований федерального стандарта США по безопасности автомобилей (FMVSS) № 116.

Таблица средних значений по результатам испытаний

Результаты испытаний
Показатель качества Класс по FMVSS 116 Россия Импорт
DOT 3 DOT 4
Вязкость кинематическая, мм2/сек при -40С не более 1500 не более 1800 1870,1 1012,7
при 100 С не менее 1,5 2,037 2,225
Температура кипения «сухой» жидкости не менее 205 не менее 230 197 261
Температура кипения «увлажненной» жидкости не менее 140 не менее 155 167 173
Показатель активности ионов водорода (рН) 7,0 — 11,5 7,0 — 11,5 6,59 7,50
Взаимодействие с металлами* Изменение массы пластинки, мг/см2
* Знак «+» означает увеличение массы пластины, отсутствие знака — потерю
белая жесть не более 0,2 0,40 0,0
сталь10 не более 0,2 0,46 0,01
алюминий Д16 не более 0,1 +0.01 0,0
чугун СЧ 18-36 не более 0,2 0,26 +0,05
латунь Л63 не более 0,4 0,16 0,01
медь М1 не более 0,4 0,19 0,01
Внешний вид тормозной жидкости после испытаний без желеобразования и кристаллического осадка соотв. соотв.
Показатель активности ионов водорода (рН) после испытаний 7,0 — 11,5 7,0 — 11,5 9,40 7,62
Воздействие на резину, % объём.
Марки 7-2462 при t 70оС в течение 72 часов 0 — 10 0 — 10 3,2 3,3
Марки 51-1524 при t 120оС в течение 72 часов 0 — 10 0 — 10 2,2 0,8

Температуру кипения замеряют дважды: первый раз «насухо», второй после добавления влаги. Выражения «сухая жидкость» и «влажная жидкость» многим могут показаться нелепыми, однако оба они имеют смысл

Дело в том, что полигликоли, на основе которых делаются тормозные жидкости, очень гигроскопичны при контакте с воздухом они «хватают» из него водяные пары. Практика показывает, что в течение первого года эксплуатации автомобиля в тормозной жидкости скапливается до 2% влаги, ко второму году до 3,5%, к третьему до 4,5%.

Водяная добавка ощутимо снижает температуру кипения, поэтому в методику испытаний и вводится определение точки кипения «влажной жидкости». Это позволяет оценить работоспособность тормозной жидкости после нескольких лет эксплуатации.

Влага в гидроприводе тормозов приводит еще и к коррозии.

Чтобы оценить степень коррозионной агрессивности к металлическим деталям тормозной системы, измеряется концентрация водородных ионов (pH-показатель) и проводится непосредственный тест «на ржавчину»: специальный «веер», собранный из шести металлических пластин (белая жесть, сталь 10, алюминиевый сплав Д16, чугун СЧ 18-36, латунь Л63, медь М1), на 120 часов погружают в тормозную жидкость (выдержка при 100С), после чего оценивают внешний вид металла, определяют изменение его массы и оценивают состояние самого раствора.

Другой важный показатель качества кинематическая вязкость, которую при испытаниях замеряют дважды: при -40С и при 100С. Низкотемпературный показатель характеризует прокачиваемость гидропривода зимой, высокотемпературный смазывающую способность жидкости.

Следующий тест на взаимодействие с резиной.

При длительном контакте с резиновыми манжетами происходит проникновение молекул жидкости в резину, а ингредиенты резины, в свою очередь, попадают в тормозную жидкость.

В зависимости от того, какой из этих двух процессов будет преобладать, произойдет набухание или, наоборот, усадка манжет. Согласно российским нормам, «купание» в тормозной жидкости не должно вызывать вздутия, шелушения и клейкости резиновых образцов по крайней мере в течение 72 часов.

Результаты испытаний на совместимость тормозных жидкостей с металлами: разводы на пластинах следы щелевой коррозии.

Упомянем еще такие критерии, как стабильность характеристик при высокой температуре, плотность, совместимость с водой и другими тормозными жидкостями, испаряемость, массовая доля механических примесей и т. д. Только российскими ТУ предусмотрено 15 видов испытаний!

Источник: https://autolubricants.info/dot/klassifikaciya-tormoznoj-zhidkosti/

Какую тормозную жидкость заливать в автомобиль

Одна из важных для нормальной эксплуатации автомобиля жидкостей – тормозная. О том, для чего нужна эта жидкость, с какой периодичностью она требует замены и какие именно тормозные жидкости применять для оптимальной работы тормозной системы машины – в нашей сегодняшней статье.

Тормозная жидкость

Роль тормозной жидкости в «организме» авто

Тормозная система, отвечающая за своевременную остановку автомобиля и потому играющая важную роль для безопасности пассажиров машины, не может работать без тормозной жидкости (ТЗ).

Именно она выполняет главную функцию тормозной системы – передает через гидравлический привод усилие от нажатия педали тормоза к тормозным механизмам колес – колодкам и дискам, вследствие чего происходит остановка автомобиля.

Поэтому еще в автошколах начинающим автолюбителям настоятельно рекомендуют периодически проверять уровни четырех сервисных жидкостей: моторного масла, антифриза, очистителя стекол и тормозной жидкости, от которых зависит оптимальная эксплуатация машины.

Заливка тормозной жидкости

Состав и свойства тормозных жидкостей

Основой химического состава большинства тормозных жидкостей является полигликоль (до 98%), реже производители используют силикон (до 93%). В тормозных жидкостях, которые использовались на советских автомобилях, основа была минеральной (касторовое масло со спиртом в соотношении 1:1). Использовать такие жидкости в современных автомобилях не рекомендуется из-за их повышенной кинетической вязкости (густеют при -20°) и низкой температуры кипения (не менее 150°).

Оставшиеся проценты в полигликолевых и силиконовых ТЗ представлены различными присадками, улучшающими характеристики основы тормозной жидкости и выполняющими ряд полезных функций как то защита поверхностей рабочих механизмов тормозной системы или предотвращение окисления ТЗ в результате воздействия на нее высоких температур.

Мы не зря подробно остановились на химическом составе используемых в автомобилях тормозных жидкостей, так как многих автолюбителей интересует вопрос – «можно ли смешивать ТЗ с разными химическими основами?». Отвечаем: минеральные жидкости для тормозной системы категорически не рекомендуется смешивать с полигликолевыми и силиконовыми.

От взаимодействия минеральной и синтетической основ этих жидкостей могут образовываться сгустки касторового масла, которые забивают магистрали тормозной системы, а это чревато неисправностями тормозной системы.

Если смешать минеральную и полигликолевую ТЗ, то эта «адская смесь» впитается в поверхность резиновых манжет деталей гидропривода тормозов, что приведет к их набуханию и потере герметизации.

Полигликолевые ТЗ хотя и имеют сходный химический состав, и могут быть взаимозаменяемыми, но смешивать их в одной тормозной системе все же не рекомендуется. Дело в том, что каждый производитель ТЗ может изменять состав присадок на свое усмотрение, и их смешение может привести к ухудшению основных эксплуатационных характеристик рабочей жидкости – вязкости, температуры кипения, гигроскопичности (способность поглощать воду) либо смазывающих свойств.

Силиконовые тормозные жидкости запрещается смешивать с минеральными и полигликолевыми, так как в результате рабочая среда засоряется выпавшими в осадок химическими веществами, что приведет к засорению магистралей тормозной системы и выходу из строя узлов тормозного цилиндра.

Плюсы и минусы тормозных жидкостей

Все указанные выше тормозные жидкости имеют свои достоинства и недостатки. Для удобства укажем их в приведенной ниже таблице:

Класс ТЗ Достоинства Недостатки
DOT 3
  • Агрессивно воздействует на ЛКП авто
  • Разъедает резиновые тормозные прокладки
  • Обладает повышенной гигроскопичностью (активно поглощает воду), что приводит к коррозии узлов тормозной системы
DOT 4
  • Умеренная по сравнению с DOT 3 гигроскопичность
  • Улучшенные температурные показатели
  • Агрессивно воздействует на ЛКП
  • Хоть и умеренно, но поглощает воду, что приводит к коррозии узлов тормозной системы
  • Высокая, по сравнению с DOT 3 стоимость
DOT 5
  • Не портит ЛКП
  • Обладает низкой гигроскопичностью (не поглощает воду)
  • Оптимально воздействует на резиновые детали тормозной системы
  • Нельзя смешивать с другими ТЗ (DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1)
  • Может вызывать локальную коррозию в местах скопления влаги
  • Низкая компрессия (эффект «мягкой» педали тормоза)
  • Высокая стоимость
  • Не подходит для большинства транспортных средств
DOT 5.1
  • Высокая точка кипения
  • Низкая степень вязкости при воздействии низких температур
  • Совместимость с резиновыми деталями тормозной системы
  • Высокая степень гигроскопичности
  • Агрессивно воздействует на ЛКП автомобиля
  • Относительно высокая стоимость

Когда менять тормозную жидкость?

Сроки работы тормозной жидкости напрямую зависят от ее химического состава.

Минеральная ТЗ в силу своих химических характеристик (низкой гигроскопичности, хороших смазывающих свойств) обладает довольно продолжительными сроками эксплуатации (до 10 лет).

Но при попадании в жидкость воды, например, в случае разгерметизации тормозной системы, ее свойства изменяются (падает температура кипения, повышается вязкость), и она уже не может выполнять свои функции, что может привести к выходу из строя тормозов.

Рекомендуется периодический осмотр (раз в год) тормозной системы и состояния жидкости, которое можно определить в лабораторных условиях.

Полигликолевая ТЗ обладает средней либо высокой степенью гигроскопичности, а потому проверка ее состояния должна проводиться два раза в год. Оценить состояние полигликолевой ТЗ можно визуально: если жидкость потемнела или в ней заметны осадки, то нужно провести ее полную замену. В год такая ТЗ способна абсорбировать до 3% влаги.

Если этот показатель превысит 8%, то температура кипения тормозной жидкости может упасть до 100°, что приведет к закипанию ТЗ и выходе из строя всей системы тормозов. Автомобильные производители рекомендуют менять тормозную жидкость на основе полигликолей через каждые 40 тысяч километров или каждые 2-3 года.

Обычно такую тормозную жидкость полностью меняют во время установки новых внешних тормозных механизмов (колодки и диски).

Силиконовая ТЗ отличается долговечностью эксплуатации, так как ее химический состав более устойчив к внешним влияниям (попаданию влаги). Как правило, замену силиконовых тормозных жидкостей проводят по истечении 10-15 лет с момента заливки в тормозную систему.

Источник: https://avtoexperts.ru/article/kakuyu-tormoznuyu-zhidkost-zalivat/

Тормозная жидкость класса ДОТ 4 какая она? Характеристики, отличие, совместимость с ТЖ DOT 3, DOT 5 и DOT 5.1

Тормозная жидкость имеет очень серьезные требования к стандартам, поскольку четкое срабатывание тормозов зависит не только от тормозных колодок, но и в первую очередь именно от состояния жидкости в тормозной системе. В процессе эксплуатации её свойства ухудшаются, поэтому ТЖ требует периодической замены.

Безопасное управление автомобилем подкреплено безопасностью и стабильной работой тормозов

Тормозные жидкости принято классифицировать в соответствии с нормами транспортного министерства США (Department of Transportation), что, в сокращенной аббревиатуре, будет звучать как DOT. Классификационными показателями ТЖ является температура кипения и вязкость.

Классы тормозной жидкости получали свою маркировку департамента, который её произвел, вследствие чего, возникли такие общепринятые классы как: DOT-3, DOT-4, DOT-5 и DOT-5.1. DOT 4 наиболее часто применяемая в тормозной системе разных автомобилей, именно поэтому мы и хотим уделить такое внимание тормозной жидкости ДОТ 4, написав целую статью.

Разберем такие вопросы как:

Технические характеристики ДОТ 4

Основу всех тормозных жидкостях кроме DOT 5 (применяется силикон) составляют полиэтиленгликоли и полиэфиры борной кислоты. Основные физико-химические характеристики DOT 4 и других тормозных жидкостей, которые определяют качество:

  • вязкость;
  • температура кипения;
  • антикоррозийность;
  • гигроскопичность.

Минимальная температура кипения тормозной жидкости

График вязкости ТЖ DOT-3, DOT-4, DOT-5 и DOT-5.1 в зависимости от температуры

Вязкость ТЖ DOT-4 должна составлять более 750 мм2/с, но не больше 1800. Она отвечает за качество работы тормозов. Чем ниже вязкость, тем быстрее передается тормозное усилие.

По стандартам, температура закипания тормозной жидкости ДОТ 4 – не ниже 250 °C (если новая без влаги) и не ниже 165 градусов с количеством влаги до 3,5% (старая, так называемая, мокрая ТЖ).

Антикоррозийность тормозной жидкости связана с кислотностью, которая должна составлять – рН 7,0 – 11,5. Защитные свойства от коррозии обеспечивают дополнительные специальные присадки.

На гигроскопичность влияют бораты, которые используются в составе ТЖ, способны связывать молекулы воды попадающиеся из воздуха в процессе эксплуатации, но все равно, со временем, влага накапливается, ведь гликолевые тормозные жидкости гигроскопичны.

Отличия тормозной жидкости DOT-4 от DOT 3, DOT 5 и DOT 5.1

Как уже разобрались, в тормозных жидкостей ДОТ 3, ДОТ 4 и ДОТ 5.1 химическая основа одинаковая, но все же, температура кипения и абсорбция влаги, за счет дополнительных присадок и боратов разная, поэтому свойства, как и их применяемость, отличаются.

Основные классификационные показатели тормозной жидкости

DOT 3 — в основе этой жидкости являются соединения 2-х атомных спиртов гликолей. Именно поэтому она очень гигроскопична, а еще сильно агрессивна к краске и к резиновым тормозным прокладкам, что не позволительно в тормозных системах современных автомобилей.

Так что такую жидкость стараются не использовать, а если и заливают, то только в старые автомобили с барабанными или дисковыми (только на передних колесах) тормозами, ведь ее цена невысока и для эконом варианта хорошо справляется со своей задачей в течение полутора лет.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как работает втягивающее реле

Так как жидкость класса ДОТ 3 быстро впитывает влагу, после вскрытия емкости с жидкостью её не стоит использовать в течение недели, а крышку расширительного бачка в автомобиле стараться не откручивать без надобности (если не нужна доливка).

DOT 5.1 еще более современней чем DOT 4, она имеет самую высокую температуру кипения, а вязкость — самую низкую, но есть одно большое НО — она, как и ДОТ 3, быстро напитывается влагой (срок службы не более года). Такие характеристики позволяют её успешно применять в тормозной системе гоночных автомобилей. В классе ДОТ-5 есть один подвид, специально рассчитанный для авто с антиблокировочной системой, такие жидкости имеют смешанную структуру (гликоли и силикон).

Что нужно знать про тормозную жидкость?

DOT 5 максимально приближена к идеальным параметрам, поскольку, за счет того, что в основе силиконы, она имеет и высокую температуру кипения, и низкую вязкость, обладает хорошими смазывающими свойствами, нейтральное отношение к резине и металлам, а впитывание влаги из окружающей среды происходит очень медленно. Такие свойства позволяют производить замену жидкости класса ДОТ 5 раз в 5 лет.

Но не все так хорошо как может показаться — при таких отменных технических характеристиках жидкость DOT 5 тоже имеет свой недостаток — она не предназначена для применения в автомобилях с системами АБС. Во-первых, из-за того, что силикон отталкивает воду и не смешивается с жидкостью, она может замерзать при низких температурах. Во-вторых, она имеет высокую степень аэрации (насыщается воздухом).

Исходя из всех характеристик других тормозных жидкостей, видим, что жидкость ДОТ 4 имеет самые оптимальные показатели, именно поэтому она так популярна и наиболее применяемая в автомобилях стандартной эксплуатации.

Цветовая маркировка тормозной жидкости

Отличаются ли тормозные жидкости по цвету?

Стандарт FMVSS №116 ДОТ, а также другие, разработанные позднее (SAE J 1703 и ISO 4925), требуют цветовую маркировку тормозной жидкости по специфике основы, дабы исключить возможность смешать категорически несовместимые жидкости. Но такое отличие не даст возможности определить, что у вас залито: ДОТ 3, ДОТ 4 или ДОТ 5.1, ведь у таких жидкостей зачастую будет один цвет – янтарно-желтый, а вот уже силиконовую жидкость класса ДОТ 5 принято окрашивать в розовый.

Кроме цвета на бутылке обязательно должна присутствовать надпись «SILICONE BASE» (SBBF) для DOT-5 и «NON-SILICONE BASE» (NSBBF) на бутылке с жидкостью класса DOT-5.1.

Совместимость тормозных жидкостей

На вопрос: «можно ли смешивать тормозные жидкости» следует ответить следующее. Противопоказаний смешивания тормозных жидкостей группы DOT, в составе которых гликоли и полиэфиры нет, то есть жидкости класса ДОТ 3, ДОТ 4 и 5.1 могут смешиваться, хотя это и не рекомендовано. Как правило, допускается лишь доливка, и то нужно придерживаться правила смешивания.

Тормозную жидкость с более высоким классом ДОТ можно добавлять в низший, а обратное добавление запрещается.

Общие сведения про ТЖ и как правильно подобрать

Не совместимы тормозные жидкости лишь если пытаться мешать силиконовую ДОТ 5 или рассчитанную на работу ABS с любой другой. Так что, если возникнет потребность в смешивании, то внимательно читайте все надписи, маркировка таких ТЖ указывается отдельно.

То есть, даже если стоит выбор, можно ли смешивать DOT 5.1 и DOT 5.

1/ABS, то ответ – однозначно нельзя! Такой категорический запрет связан с тем, что в этих жидкостях имеется другой химический состав добавок и их стабильность в «миксе», не может гарантироваться.

Из выше изложенного можно сделать вывод что:

  • в тормозную жидкость ДОТ 3 можно доливать ДОТ 4 или ДОТ 5.1;
  • в жидкость ДОТ 4 тоже можно добавить 5.1;
  • в ТЖ класса 5.1 не можно долить DOT 3 или 4.

Смешивать DOT 4, DOT 3 и DOT 5.1 с силиконовой жидкостью DOT 5 категорически нельзя

Смешивание жидкостей с гликолевой и силиконовой основой вызывает химическую реакцию, результат которой будет не соответствовать требуемым стандартам к ТЖ. При переходе с одного класса жидкости на другую нужно хорошо промыть тормозную систему новой тормозной жидкостью.

Причем вы должны знать, что заменить силиконовую жидкость класса ДОТ 5 на любую гликолевую почти не возможно.

Так как тормозные магистрали автомобиля не рассчитаны на агрессивную реакцию и произойдет банальное разрушение резиновых уплотнений.

Срок службы тормозной жидкости

Срок службы и срок годности тормозной жидкости хоть и разные вещи, но в данном случае они почти идентичны, поскольку ТЖ одинаково впитывает в себя влагу как из раскрытой бутылки (хранящейся в гараже), так и с расширительного бачка с жидкостью в авто. Поэтому, даже если на автомобиле ездить очень мало, то все равно через два года придется её менять.

Тормозная жидкость ДОТ 4 меняется каждые 2 года; ТЖ ДОТ 3 через 1,5 года; жидкость ДОТ 5 подлежит замене каждые 5 лет; ДОТ 5.1 рассчитан на один год службы, но в гоночных автомобилях её могут менять и чаще.

Также, сроки службы жидкостей, во многом зависят, от региона проживания, и в местах с высокой влажностью воздуха, ТЖ значительно быстрее утратит свои технические свойства.

Определить сроки замены тормозной жидкости как DOT 4 так и других можно при помощи специального тестера замеряющего процент воды, накопленной в жидкости.

Чтобы температура кипения «сырой» жидкости не падала ниже 155 – 180 °C влаги должно быть не более 3,5 процентов, дабы избежать закипания ТЖ и появления паровых пробок, приводящих к отказу тормозов в экстремальных нагрузках на тормозную систему.

График состояния тормозной жидкости в зависимости от значения влажности.

Даже несмотря на то, что жидкость в тормозных контурах не циркулирует и менее контактирует с атмосферой, нежели в бачке, где проверяется её состояние (влажность может отличаться и быть ниже), она подлежит замене, поскольку в трубках возле тормозных суппортов ТЖ часто и сильно нагревается, и в результате теряет свои изначальные свойства.

Какая тормозная жидкость ДОТ 4 лучше

Авторынок не скупится на количество разнообразных фирм, предлагающих купить свою ТЖ, как класса ДОТ 4, так и ДОТ 5.1 или других. Так что у автовладельца, естественно, возникает закономерный вопрос: «какая лучшая тормозная жидкость?»

Лучшая ТЖ должна обладать:

  • высокой температурой кипения (с запасом);
  • хорошими смазывающие свойствами;
  • достойной низкотемпературной вязкостью;
  • отличной защитой от коррозии всех деталей тормозной системы.

В разрезе классов – всегда нужно применять ту жидкость, которая указана в рекомендациях автопроизводителя. А вот относительно марок, то тут несколько сложнее, ведь чтобы понять какую лучше купить тормозную жидкость, нужно просмотреть характеристики каждой из них, почитать отзывы, увидеть сравнительные тесты.

Какую ТЖ лучше купить

Топ 7 наиболее часто используемых и не предвзятых марок тормозной жидкости ДОТ 4 выглядит так:

Первую позицию держит европейский «Castrol» – имеет отличные показатели и по вязкости, и по температуре кипения, но может смущать дополнительной защитой как от подделки, так и от влияния внешней среды, поскольку не имеет припаянной фольги на горлышке бутылки.

Второе место удерживает американская «Hi-Gear HG7044» – технические характеристики в соответствии с нормами и цена будет немного ниже.

Liqui Moly DOT 4 так же можно поставить на одну позицию с Hi-Gear. Эта жидкость имеет высокий показатель температуры кипения, обладает хорошим антикоррозионным свойством и отлично подходит для автомобилей с ABS.

На третьей позиции может с уверенностью оказаться «Mobil Brake Fluid DOT 4«. Европейская минеральная тормозная жидкость, которая может похвастаться оптимальным показателем вязкости и стабильности.

Далее идут отечественные жидкости, такие как: Sintec Super DOT-4, РосДот 4 Life Safety, Аляска DОТ-4.

Прежде чем покупать тормозную жидкость, нужно изучить все её допуски, маркировку и другую информацию, такую как назначение и, обязательно, дату изготовления, указанную на упаковке, ведь ТЖ имеет срок годности. Наилучшие показатели характеристик имеет жидкость DOT 4 class 6.

Дабы не купить подделку, также всегда обращайте внимание на целостность упаковки и дополнительные методы защиты.

Несмотря на рейтинг самых популярных и лучших тормозных жидкостей, иногда, все же лучше отдать предпочтение производителю, бутылка которого будет запечатана фольгой, ведь она дает возможность не только дополнительно защитить жидкость от проникновения влаги, но и обезопасить от приобретения некачественного товара. Опытные автовладельцы советуют покупать ТЖ известных компаний, которые являются партнерами крупных автоконцернов.

Источник: https://etlib.ru/blog/426-tormoznaya-zhidkost-dot-4

Тормозная жидкость — что это? Какие виды бывают? Как проверить и заменить

В конструкции различной техники, в том числе и автомобильной, применяются специально предназначенные жидкости в качестве рабочего тела, к примеру, в  гидроприводах, амортизаторах, тормозных гидросистемах и т.д. В этой статье мы рассмотрим тормозную жидкость, его свойства и особенности эксплуатации.

Одно из важнейших условий безопасности управления автомобилем это безотказность тормозов, и поэтому к тормозным жидкостям предъявлены весьма жесткие требования. Однако их свойства в процессе эксплуатационного срока неизбежно ухудшаются, что влечёт полную замену с соблюдением периодичности, которая предусмотрена производителем.

Что такое тормозная жидкость и для чего нужна?

Многие автовладельцы считают, что в их автомобиле залита «вечная» тормозная жидкость, в смысле он залита раз и навсегда, и никогда не теряет свои способности, а некоторые просто ленятся совершить её плановую замену, которая предусмотрена производителем. Однако совершенно напрасно. Но обо всём поподробнее. 

Когда нажимаем на педаль тормоза, то усилие с помощью гидравлического привода передается к колесным, или рабочим тормозным устройствам, которые за счет сил трения останавливают автомобиль.

Если тепло, которое выделяется при этом, нагреет тормозную жидкость сверх меры для нее предела (то есть выше значения допустимого заводом), она начнёт закипеть, что приводит к паровым пробкам в системе! «Гибрид» жидкости и пар станет сжимаемой, а педаль тормоза из-за этого начнёт «проваливаться» и начнёт «отказать» в торможении. Чтобы исключить данное явление в гидроприводах применяются специально предназначенные тормозные жидкости.

Их классифицируют исходя из температуры кипения и по вязкости, соответствуя стандартам и нормами Министерства транспорта в США, сокращённо DОТ (англ. Department of Transportation). Температуру кипения различают по двум параметрам: «сухой» жидкости, которая не содержит воды и «увлажненной», где содержание воды составляет 3,5%. А величина вязкости определяется при двух температурных значениях: при +100°C и –40°C.

Данные показатели соответствуют американскому федеральному стандарту по безопасности автомобилей FМVSS № 116. Они представлены в таблице. В других международных и национальных стандартах — SАЕ J 1703, ISО 4925, и т.д. также содержатся сходные требования. В РФ не существует единого стандарта, по которому у тормозных жидкостей регламентируются показатели качества, и российские производители действуют, исходя из различных технических условий.

Таблица требований по стандарту FMVSS №116В основном тормозные жидкости различных вышеперечисленных типов применяются:- для относительно тихоходных моделей автомобилей, где применяются барабанные тормоза «по кругу», или дисковые передние тормоза — класс DOT 3 (это пикапы, некоторые малолитражки классические модели, или модели которые выпускаются с 1970-80х гг., например некоторые «Волги» и т.д.);- для современных быстроходных моделей автомобилей, где преимущественно применяются дисковые тормоза на всех колесах — DОТ 4 (Это 99,0 % моделей, их «горячие» версии, за исключением некоторых редких моделей классов репликар, слипер и т.д., где несмотря на усиленные тормоза, на передних, или на всех колесах могут стоять «барабаны»);- для дорожных автомобилях чистокровного спортивного класса и также сверхмощные седаны и универсалы, где на тормоза тепловые нагрузки гораздо выше – это класс DОТ 5.1.

*Важно. Жидкости класса DОТ 5 практически не применяются на обычных моделях транспортных средств.

Эксплуатационные требования

Помимо основных – по величине вязкости и температуре кипения, тормозные жидкости должны также отвечать и другим требованиям. Например, отсутствие на резиновые детали отрицательного воздействия. Между поршнями и цилиндрами гидропривода тормозов «инсталлированы» резиновые манжеты.

Можно увеличить герметичность этих соединений, если резина увеличивается в объеме из-за воздействия тормозной жидкости , что и происходит при торможениях (для материалов импортного происхождения допускается расширение не более десяти процентов).

Во время работы у уплотнений не должны быть чрезмерные «разбухания», не должны давать усадку, терять свою прочность и эластичность.

О защите металлов от воздействия коррозии. Детали гидропривода тормозов производятся с применением различных металлов, которые соединены между собой, чем создаётся условия для начала и развития электрохимической коррозии. Чтобы предотвратить ее, производители добавляют в тормозные жидкости ингибиторы коррозии, которые защищают детали выполненные из стали, алюминия, чугуна, меди и латуни.

О смазке пар трения. Смазывающими характеристиками тормозных жидкостей определяются степень износа у тормозных цилиндров их рабочих поверхностей, манжетных уплотнений и поршней.

О стабильности при разных режимах температурах. Тормозные жидкости в рабочей зоне высоких и низких температур — от минус сорока до плюс ста °C должны сохранять в определенных пределах свои исходные свойства, противостоять расслаиванию, окислению,  а также образованию отложений и осадков.

О видах тормозных жидкостей и их совместимость

В своём составе тормозные жидкости имеют основу (её доля составляет 93–98 %) и различные добавки, присадки, порой красители (остальные 2-7 %). Их принято делить исходя из своего состава на минеральные, силиконовые и гликолевые.

Итак, минеральные. Это жидкости, которые представляют собой различные смеси в пропорции 1:1 спирта и касторового масла, к примеру, бутилового (это жидкость «БСК» красно-оранжевого цвета).

Жидкости данного типа обладают хорошими защитными и смазывающими свойствами, негигроскопичны, к лакокрасочным покрытиям не агрессивны.

Однако они по своим основным показателям не соответствуют международным стандартам – обладают низкой температурой кипения (их применение противопоказано на моделях машин с дисковыми тормозами) и уже при минус двадцати градусах становятся слишком вязкими.

Нельзя смешивать минеральные жидкости с гликолевыми, так как это почти всегда гарантирует появление набухания резиновых манжет узлов гидропривода и появления сгустков «касторки».
Силиконовые жидкости, которые изготавливаются на основе продуктов с содержанием кремний-органических полимерных соединений.

Они неплохо справляются с морозами — их вязкость от температуры мало зависит, они к различным материалам инертны, сохраняют свою работоспособны в большом рабочем диапазоне температур от –100 до +350 °С, и влагу не адсорбируют. Правда, их применение в частности ограничивается недостаточными смазывающими свойствами.

Жидкости, основанные на силиконе несовместимы с другими типами!

Силиконовые жидкости, которые принадлежат к классу DОТ 5, следует отличать от DОТ 5.1 – полигликолевых жидкостей, ибо похожесть наименований многих может привести к путанице. Чтобы этого не произошло на упаковке дополнительно наносят обозначения:DОТ 5 – SBBF (сокр. от понятия «silicon based brake fluids» — это тормозная жидкость, которая ОСНОВАНА на СИЛИКОНЕ).

DОТ 5.1 – NSBBF (сокр. от понятия «non silicon based brake fluids» это тормозная жидкость, которая НЕ ОСНОВАНА на СИЛИКОНЕ).

Гликолевые, которые имеют в качестве своей основе полигликоли и их эфиры – это жидкости, которые относятся к группам химических соединений, сделанных на основе многоатомных спиртов. Они обладают высокой температурой кипения, хорошими вязкостными и удовлетворительными смазывающими свойствами.

Но и здесь не обошлось без недостатков — основный из них у гликолевых жидкостей считается их гигроскопичность – то есть тенденция из атмосферы поглощать воду. Это в основном в эксплуатационный срок происходит через компенсационную. «дыру», которая на крышке бачка основного тормозного цилиндра.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как работает абс на приоре

В тормозной жидкости, чем больше воды растворено, тем ниже ее температура кипения, при низких температурах больше вязкость, смазываемость деталей хуже и сильнее тяга к коррозии металлических деталей. Гликолевые жидкости отечественного и импортного происхождения классов DОТ 3, DОТ 4 и DОТ 5.

1 хотя и по регламенту взаимозаменяемы, однако, всё же, нежелательно смешивать их, ибо могут ухудшаться их основные свойства при этом.

На моделях автомобилей, которые были выпущены более чем двадцать лет тому назад, манжеты могут иметь резину несовместимую с гликолевыми жидкостями. Для таких машин необходимо применять только тормозные жидкости минерального типа (или же придется все манжеты менять).

Как правильно проверить качество и заменить тормозную жидкость

На современных моделях автомобилей, в силу их целого комплекса преимуществ, используются, как правило, тормозные жидкости гликолевого типа. Однако, к сожалению, они могут в течение года «впитать» до двух-трёх процентов влаги, что недопустимо, и их периодически нужно заменять, не дожидаясь того, когда состояние приблизится к опасному пределу.

О периодичности замены можно узнать в регламенте по эксплуатации автомобиля и, как правило, составляет от одного до трёх лет. Давать объективную оценку свойствам тормозной жидкости возможно лишь в результате лабораторных исследований. Состояние тормозной жидкости на практике оценивается визуально, то есть по внешнему виду.

Жидкость должна быть прозрачной, без осадка, однородной.

Существует аппаратура для определения состояния тормозной жидкости. Делается это степени увлажнения или по температуре кипения. Однако, так как в системе жидкость не циркулирует, в бачке (на месте проверки) ее состояние может быть отличным, от колесных цилиндров. Она в бачке контактирует с атмосферой, набирая при этом влагу, а в тормозных устройствах нет. Однако там жидкость зачастую сильно нагревается, в результате чего ее изначальные характеристики ухудшаются.

Хотя можно добавлять свежую тормозную жидкость при прокачке системы, которая осуществляется после ремонтных работ, однако это почти не улучшает ситуацию, так как значительная часть ее объема не меняется при этом.

Отсюда вывод — в гидросистеме жидкость нужно полностью заменять. Особенности и последовательность этой операции, к примеру, прокачка с работающим мотором, зависят от конструкции тормозной системы (наличия антиблокировочных устройств, типа усилителя и т.п.). Такая информация часто присутствует в руководстве по эксплуатации автомобиля.

РИСУНОК 2

На автомобилях отечественного производства заменяют тормозную жидкость одним из следующих двух методов.

1. Слить полностью старую жидкость, для этого открыв все клапаны (они же штуцеры) выпуска воздуха в системе гидропривода тормозов. Далее, заполнять бачок свежей жидкостью и закачивать ее внутрь системы, для этого нажимая на педаль тормоза.

Закрывать последовательно клапаны при появлении жидкости из них. Затем удалять воздух из каждой ветви (контура) гидропривода (так «прокачиваются» тормоза). При данном методе новая жидкость не смешивается со старой.

А часть жидкости вышедшей при прокачке свежей можно снова использовать (дать ей отстояться и профильтровать).

Важно. На каждый клапан до начала операции необходимо надеть отводящий шланг, опустив в подходящую емкость другой его конец. Дело в том, что из-за воздействия вытекающей тормозной жидкости могут пострадать шины и лакокрасочные покрытия на элементах подвески, колес, тормозов и т.д..

2й метод. По очереди каждый контур прокачивать, постоянно доливая свежую жидкость при этом в бачок главного цилиндра, и таким образом вытеснять старую. Это для того, чтобы не допускать осушения системы. Продолжать это до тех пор, пока не потечет свежая жидкость из клапана.

При данном варианте воздух не может попасть в гидропривод и не потребуется контрольная «прокачка». Однако всё же, не исключено, что часть старой жидкости может остаться в системе. Помимо этого, потребуется больше свежей жидкости, чем при прокачке предыдущим методом.

Это делается для того, потому что, большая ее часть, которая удаляется из гидропривода, смешивается со старой жидкостью и в результате становится непригодной для дальнейшего использования.

О мерах безопасности при хранении и использовании

Любую тормозную жидкость хранить необходимо только в герметично закрытой ёмкости, для того, чтобы она с воздухом не контактировала, не окислялась, не испарялась и не набирала влагу. Как правило, тормозные жидкости, являются легковоспламеняющимися и/или горючими. Запрещено при работе с ними курить или находится в близости с огнём.

Тормозные жидкости ядовитые вещества – даже сто см3 ее достаточно, чтобы попав внутрь организма, вызвать смерть человека (у некоторых жидкостей запах спиртом, и их легко можно принять за алкогольный напиток). Если произошло случай заглатывания жидкости, к примеру, при откачивании ее части из бачка главного цилиндра, нужно немедленно провести промывание желудка.

В случае попадания жидкости в глаза необходимо обильно их промыть струей воды. И следует в любом случае обратиться к врачу.

Источник: http://reno.by/stati/315-tormoznaya-zhidkost

Тормозные жидкости для автомобилей

Роль тормозной жидкости (ТЖ) при эксплуатации автомобиля переоценить очень сложно. Безопасная езда без нее просто невозможна. Соответственно и требования, которые предъявляются к тормозной жидкости, не просто жесткие, а очень жесткие.

В целом принцип работы тормозной жидкости не слишком сложен. Водитель нажимает на педаль тормоза, после чего посредством гидравлического привода многократно возросшее усилие передается к тормозным механизмам. Последние за счет непосредственного взаимодействия тормозных колодок и дисков и останавливают автомобиль.

Во время торможения, естественно, при трении в тормозной системе выделяется огромное количество теплоты. Часть ее бесследно рассеивается, но достаточно большое количество теплоты идет на нагревание тормозной жидкости.

Обычно это никак не сказывается на ее работоспособности, но в отдельных случаях, чаще всего при длительных интенсивных замедлениях, жидкость может нагреться свыше допустимого предела. Результат очевиден – кипение и образование паровых пробок.

Чем это грозит при дальнейшей эксплуатации автомобиля? Если сама по себе тормозная жидкость практически несжимаема, то о смеси жидкости и пара этого уже не скажешь. Таким образом, в результате торможения, если в тормозной системе образовались паровые пробки, педаль тормоза может просто «провалиться», а сам автомобиль откажется тормозить с должной интенсивностью. А тут уже и до аварии недалеко.

Требования, предъявляемые к тормозной жидкости

Уже один этот пример наглядно показывает, насколько высока роль тормозной жидкости. Ее температура кипения должна полностью соответствовать тому значению, что заявляет производитель.

При этом она должна сохранять свои рабочие свойства не только при температурах, близких к точке кипения, но и при крайне низких отрицательных температурах.

Так, например, даже при температуре в минус 40 градусов не допускается выпадение отложений и осадков, а сама она должна противостоять расслаиванию и окислению.

Кроме этого предъявляется ряд других не менее важных требований. Основное из них – отсутствие отрицательного воздействия на детали из резины. А таких хватает. И все резиновые составляющие должны в процессе эксплуатации не разбухать, не давать усадку, не терять эластичность и прочность.

Тормозные жидкости Unol Tv

Кроме деталей из резины в тормозной системе любого автомобиля используется немало деталей, изготовленных из различных металлов. Чаще всего эти детали соединены между собой, что приводит к образованию электрохимической коррозии.

С ней-то и должна бороться тормозная жидкость, которая служит своеобразным ингибитором коррозии. Для этого в состав жидкости добавляют специальные вещества, которые защищают латунные, медные и алюминиевые изделия. Хватает в тормозной системе и деталей, требующих смазки. И эта задача также возложена на тормозную жидкость.

Именно от нее зависит степень износа тормозных цилиндров, манжетных уплотнений и поршней.

Замена тормозной жидкости

Большинство автолюбителей, даже зная о том, что тормозная жидкость может поглощать воду, не спешат с ее заменой. А ведь по всем правилам делать это необходимо как минимум раз в 1-3 года. Причем тот факт, что автомобиль тормозит вроде бы как обычно, принимать во внимание не стоит. Оценить реальные свойства ТЖ можно разве что в специализированной лаборатории.

В домашних условиях автолюбители могут лишь визуально оценить ее состояние. Никакого осадка, а тем более комков, в ней быть не должно. Не стоит полагаться и на специальные приборы, которыми иногда пользуются в мастерских для определения рабочих характеристик жидкости. С их помощью можно проверить состояние жидкости в бачке, но никак не в районе тормозных механизмов.

И зачастую отличия могут быть очень большими.

Ещё кое-что полезное для Вас:

Одним словом – на тормозной жидкости и ее замене лучше не экономить. Благо, что полная замена жидкости стоит не слишком дорого. Последовательность действий при замене  может разниться в зависимости от конструкции тормозной системы автомобиля, но в целом все сводится к нескольким простым операциям. Сперва старую жидкость сливают, для чего открывают все клапаны выпуска воздуха. После этого свежая добавляется в бачок и начинается прокачка тормозной системы.

Нажимая на педаль тормоза, тормозная жидкость закачивается в систему. Проделывать данную операцию придется до тех пор, пока в клапанах выпуска воздуха не покажется тормозная жидкость. Переходя от одного клапана к другому, остается вывести из тормозной системы весь воздух и заполнить ее тормозной жидкостью. Процедура эта хоть и не сложная, но требующая определенных навыков. Зато теперь тормозная система вашего автомобиля в полном порядке.

А это куда важнее потраченного времени и средств.

Источник: http://AvtoMotoProf.ru/obsluzhivanie-i-uhod-za-avtomobilem/tormoznyie-zhidkosti-dlya-avtomobiley/

Тормозная жидкость — что это? Зачем она нужна?

К тормозным жидкостям предъявляют самые жёсткие требования, потому что главным условием скоростной и безопасной езды является надёжность тормозов.

Когда происходит нажатие педали тормоза, тормозная жидкость внутри трубопроводов давит на рабочие тормозные цилиндры, которые в свою очередь силой трения притормаживают автомобиль. При торможении выделяется тепло. Если тормозная жидкость нагреется выше допустимого предела, она может закипеть, вследствие чего произойдёт образование паровых пробок. Педаль тормоза «провалится», потому что жидкость станет сжимаемой и тормозная система будет не эффективной.

Тормозные жидкости классифицируют по вязкости и температуре кипения, соответствующим нормам DOT – Department of Transportation (Министерство Транспорта, США). Подразделяют на температуру кипения для «сухой» жидкости (без воды) и «влажной» (содержание воды 3,5%). Определение вязкости производят при  температуре плюс сто градусов и минус сорок градусов по Цельсию.

Показатели должны соответствовать американскому федеральному стандарту по автомобильной безопасности FMVSS № 116. Международные и национальные стандарты  ISO 4925, SAE J 1703 — содержат подобные требования. В Российской Федерации отечественные предприятия по производству тормозных жидкостей работают по разным техническим условиям, потому что нет единого стандарта.

    DOT 3 – для барабанных и дисковых передних тормозов тихоходных автомобилей;    DOT 4 – для дисковых тормозов на обоих осях быстроходных автомобилей;    DOT 5.1 – для высоконагруженных тормозов спортивных автомобилей.

    На обычных автомобилях тормозные жидкости класса DOT 5 не применяют.

Требования к эксплуатации

Тормозные жидкости должны отвечать требованиям по величине вязкости, температуре кипения, отсутствию негативного воздействия на резинотехнические изделия, защите от коррозии металлов, смазыванию трущихся пар и стабильности при разбеге температурного режима.

Резиновые сальники и манжеты установлены в тормозных гидроприводах. Если при воздействии тормозной жидкости резина в объёме увеличивается, то герметичность соединения повышается. Десяти процентное расширение позволительно для импортных материалов. Резинотехнические изделия при эксплуатации не должны терять прочность и эластичность, уменьшаться в размере или разбухать.

Детали гидропривода тормозов сделаны из металлов разной плотности. Они соединены между собой, в результате чего происходит электрохимическая коррозия. Чтобы она не происходила, в тормозную жидкость вводят ингибиторы, которые защищают медные, латунные, алюминиевые и стальные детали.

То, как тормозная жидкость будет смазывать рабочие поверхности цилиндров, поршней и резинотехнических изделий, это будет напрямую влиять на их износ.

При температуре от минус сорока до плюс ста градусов Цельсия тормозная жидкость должна сохранять свои свойства, не допускать образования отложений, не способствовать расслоению и окислению.

Тормозные жидкости: их виды и совместимость

Состав тормозных жидкостей: 93-98% — основа, 7-2% — красители, присадки и добавки. Они бывают силиконовыми, гликолевыми и минеральными.

Минеральные тормозные жидкости – это есть смесь спирта и касторового масла в пропорции 1:1. Типичный пример — тормозная жидкость «БСК» красно-оранжевого цвета. Они безвредны для лакокрасочных покрытий, негигроскопичны и имеют отличные защитные и смазывающие свойства.

Но они имеют низкую температуру кипения, вязкость появляется при минус двадцати градусах по Цельсию, их не применяют на автомобилях с дисковыми тормозами и соответственно они не проходят по показателям международных стандартов.

Их запрещено смешивать с гликолевыми тормозными жидкостями, потому что начинает густеть касторовое масло, а резинотехнические изделия набухать.

Гликолевые тормозные жидкости сделаны на основе полигликолей и их эфиров. Они имеют удовлетворительные смазывающие свойства, хорошую вязкость и высокую температуру кипения.

Основной их недостаток – это гигроскопичность, то есть они впитывают воду из атмосферы через технологическое отверстие бачка главного цилиндра тормозов. Чем больше в ней растворилось воды, тем заметнее коррозия металлов, смазываемость деталей уменьшается, увеличивается вязкость и понижается температура кипения.

Импортные гликолевые тормозные жидкости DOT 3, DOT 4, DOT 5.1 совместимы с отечественными, но при смешивании у них ухудшаются основные свойства.

На автомобилях выпуска до 1991 года резинотехнические изделия могут быть не совместимы с гликолевыми тормозными жидкостями. В них применяются минеральные тормозные жидкости или меняются все резинотехнические изделия.

На основе кремнийорганических полимерных продуктов выполнены силиконовые тормозные жидкости. Они не впитывают воду, работают при температурах от минус ста до плюс трёхсот пятидесяти градусов Цельсия, не вступают в реакцию со многими материалами, а их вязкость не зависит от температуры. У них только один недостаток – это слабые смазывающие свойства. Эти тормозные жидкости не совместимы с минеральными и гликолевыми жидкостями.

Различайте силиконовые жидкости DOT 5 и полигликолевые DOT 5.1. На этикетке имеются маркировки:DOT 5 – SBBF («silicon based brake fluids» -силиконовая тормозная жидкость).

DOT 5.1 – NSBBF («non silicon based brake fluids» — не силиконовая тормозная жидкость).

Способы замены тормозной жидкости «своими руками»

1.    Откройте все штуцеры для выпуска воздуха из гидроприводов. Слейте всю старую жидкость. Наполните бачок новой тормозной жидкостью и нажимайте на педаль тормоза. Как только потечёт жидкость из штуцеров, закрывайте их. Прокачивайте тормоза, удаляя воздух из всех контуров.

Новой жидкости, вышедшей из штуцеров, Вы можете дать отстояться, а затем снова использовать в тормозной системе.
2.    Каждый контур прокачивайте последовательно, доливая в тормозной бачок новую жидкость. Воздух в систему не попадает. Часть старой жидкости всё равно остаётся внутри гидропривода.

При таком способе замены тормозной жидкости понадобится больший объём, потому что старая и новая жидкость смешиваются и её повторная эксплуатация не допустима.

Безопасность

Чтобы тормозная жидкость не впитывала воду, храните бутылку с плотно закрытой пробкой. Не курите рядом с ними. Все тормозные жидкости являются ядом. Если тормозная жидкость попала в желудок необходимо его срочно промыть. При попадании жидкости в глаза, промывайте их под струёй воды и обратитесь к доктору.

Источник: http://autosteam.ru/helpful-info/985-tormoznaya-zhidkost

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Авто-мастер
Что такое масляное голодание двигателя

Закрыть